Цветная многосло»

ж  
п п  
  Г г
красный синий зеленый

Изображение объекта


Рис. 167. Схема увеличения насыщенности цветовых оттенков

Цветоделительная стадия — это последовательная съемка объекта на черно-белые фотоматериалы в синей, зеленой и крас­ной зонах видимого спектра через соответствующие зональные светофильтры СС-5, ЗС-11, КС-101. Съемку ведут на несенсибили-зированные, ортохроматические и изопанхроматические высоко­контрастные фотоматериалы, получая три цветоделенных негатива.

1 Изначально для съемки рекомендованы светофильтры синий СС-8, зеленый (составной) ОС-5 и СЗС-7, красный КС-14. См., например: Фотографические и физи­ческие методы исследования вещественных доказательств. М., 1962. С. 196.


Градационная стадия необходима для усиления контраста ис­ходных негативов. Цветовой синтез — это процесс изготовления цветного отпечатка, когда негативы предварительно копируют на цветную фотобумагу через светофильтры, обеспечивающие полу­чение изображения только в одном светочувствительном слое. Для получения изображений с относительно правильной цветопереда­чей, но с усиленными цветовыми оттенками деталей негативы, из­готовленные в определенной спектральной зоне, копируют на цветную фотобумагу через те же зональные светофильтры. Наи­большие различия в цветовых оттенках между выявляемыми дета­лями достигают, печатая цветоделенные негативы со светофильт­рами, отличающимися по цвету от используемых при съемке. Условные, максимально отличающиеся цветовые оттенки могут быть достигнуты при печати с негатива, полученного в синей зоне спектра через красный светофильтр, в зеленой — через синий, а в красной — через зеленый.

Цветовой синтез может проводиться и в специальном приборе — хромоскопе, где наблюдают суммированное изображение трех диапозитивов, освещаемых через зональные светофильтры.

Трансформация цвета применяется, если вышеназванный под­ход не дает желаемых результатов. Она основывается на съемке в тех зонах спектра, в которых коэффициенты отражения красителей разделяемых деталей максимально различны. Зоны эффективного освещения определяют по графикам спектральных характеристик красителей, а затем подбирают светофильтры и материалы, необхо­димые для их выделения. В первой зоне необходимо усилить штрихи одного цвета и ослабить штрихи другого цвета, а во второй — наобо­рот. Получаемые цветоделенные негативы, как и ранее, усиливают, после чего окрашивают во взаимно дополнительные цвета, напри­мер, красный и голубой, зеленый и пурпурный, синий и желтый, и последовательно печатают на цветной фотобумаге. Для печати неокрашенных негативов используют светофильтры, обеспечи­вающие получение дополнительных цветовых оттенков. Съемка объекта может проводиться также в ультрафиолетовой и инфра­красной зонах спектра.


§ 2. Спектрозоиальная фотография

Спектрозональная фотография основана на съемке объекта од­новременно в нескольких зонах спектра, например в видимой и ин­фракрасной, где яркостные свойства деталей исследуемого объек­та имеют максимальные различия. Для съемки используются специальные многослойные фотоматериалы, на которых цветоделен-ные изображения совмещены с момента их получения. Это обеспе­чивает получение на одном снимке общего цветного изображения из совмещенных однозональных. Спекгпрозональная фотогра­фия — это разновидность субтрактивного цветографического про­цесса, позволяющего проводить раздельное или последовательное фотографирование объекта в двух-трех спектральных зонах и по­лучать на общей подложке два разноцветных изображения с мак­симальным цветовым контрастом в искаженных (не соответствую­щих натуральным) цветовых тонах.

Мдею спектрозональной фотосъемки предложил русский астро­номом Г. А. Тихов, который в 1911 г. получил двухцветные изобра­жения Марса и Сатурна. Существенный ее недостаток в то время заключался в раздельном фотографировании объекта и после­дующем совмещении полученных изображений, что весьма сложно и технически несовершенно. На аналогичной схеме основывался и метод аддитивного синтеза цвета, предложенный для повышения эффективности цветоразличения. В 1955 г. А. Н. Иорданский пред­ложил использовать для спектрозональной съемки специальные двухслойные фотоматериалы, которые при цветном проявлении давали одноцветные изображения в дополнительных, не соответ­ствующих реальным, цветовых тонах.

Отечественная промышленность выпускает спектрозональные пленки с двумя и тремя эмульсионными слоями, различные по спектральной чувствительности. Строение этих материалов отли­чается от обычных цветных фотоматериалов. Верхний слой у них, как правило, чувствителен к инфракрасным лучам, а последующие имеют панхроматическую или ортохроматическую сенсибилизацию. В эмульсионные слои этих фотоматериалов входят краскообра-зующие компоненты, которые при цветном проявлении образуют красители, дополнительные по цвету друг к другу. В двухслойных —


компоненты дают пурпурный и зеленый красители, а в трехслойных — пурпурный, желтый и голубой (табл. 30).

Таблица 30


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: