Основанием для оприходования материалов на предприятии служат сопровождающие их первичные документы. Это может быть товарно-транспортная накладная формы № 1-ТН, утвержденной Приказом № 488, накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы № М-11, утвержденной Приказом № 193, накладная на отпуск товарно-материальных ценностей формы № М-20, утвержденной Приказом № 263, акт закупки - если приобретается у населения продукция собственного производства.
Иногда материальные ценности приобретаются подотчетными лицами в розничной торговой сети. В этом случае основанием для их оприходования будет служить товарный чек, подтвержденный чеком РРО или квитанцией приходного кассового ордера. В случае поступления материальных ценностей без сопроводительных документов оформляется акт о приемке материалов формы № М-7, утвержденной Приказом № 193. Виды первичных документов и порядок их оформления аналогичны тем, которые используются при осуществлении операций купли-продажи товаров.
|
|
При поступлении на склад материальные ценности должны быть тщательно проверены на соответствие количества, качества, ассортимента данным сопроводительных документов. Если расхождения не выявлены, ответственное лицо должно заверить сопроводительные документы своей подписью с указанием даты приема материалов и их стоимости или выписать приходный ордер формы № М-4, утвержденной Приказом № 193 (см. образец в конце данной главы).
Если материалы на склад поступают из своих цехов, то в цехе составляется накладная формы № М-12 или № М-13 в двух экземплярах. Один экземпляр остается у материально ответственного лица цеха, сдавшего материалы, второй — на складе для оприходования ценностей;
Далее первичные документы регистрируются в Журнале учета поступивших грузов формы № М-1, утвержденной Приказом № 193 (см. образец в конце данной главы). В нем указывается вид сопроводительного документа, его дата и номер, наименование предприятия-поставщика, в графе "Примечание" делается отметка об оплате счетов.
На основании первичных документов в бухгалтерии открываются карточки складского учета и под расписку отдаются материально ответственному лицу (кладовщику).
Складской учет ведут по видам объектов, при этом каждому виду материальных ценностей присваивается номенклатурный номер, повторяющийся во всех первичных документах, а также в бухгалтерском учете запасов. Поступление и выбытие материалов отражается в карточке складского учета (см. образец в конце данной главы).
Документы, по которым осуществляется отпуск материалов со склада, подразделяются на разовые, накопительные и лимитно-нормативные. Типовые формы учета движения запасов утверждены Приказом № 193.
|
|
Выбор форм, наиболее подходящих для предприятия, зависит от технологии и организации производства, но во всех случаях в документах должно быть обозначено: кому, сколько, каких материалов было отпущено.
Передача товарно-материальных ценностей со склада сторонним организациям или подразделениям своего предприятия оформляется накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы № М-11, утвержденной Приказом № 193 (см. образец в конце данной главы). Эта накладная представляет собой объединенный распорядительно-оправдательный документ и выписывается главным бухгалтером в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и т.п. Один экземпляр накладной передают на склад как основание для отпуска материалов, второй отдают получателю материальных ценностей, который в обязательном порядке должен расписаться в накладной, остающейся на складе. Затем эта накладная передается в бухгалтерию.
Отпуск материалов со склада может быть оформлен также накладной формы № М-20, утвержденной Приказом № 263, которая в данное время не является документом строгого учета.
Если определенные материалы систематически используются для изготовления продукции, их выдача со склада оформляется лимитно-заборными карточками форм № М-8 или № М-9, утвержденных Приказом № 193 (см. образец в конце данной главы).
Исходя из производственной программы цеха и норм затрат материалов для изготовления продукции или выполнения работ определяется лимит (предельное количество) материала на месяц. Лимит может устанавливаться на каждый заказ в отдельности.
Лимитно-заборные карточки выписываются отделом снабжения, плановым отделом или другим ответственным лицом в двух экземплярах. В начале месяца один экземпляр карточки передается в цех или участок, на котором используют материалы, второй — на склад. При получении материалов представитель цеха предъявляет свой экземпляр лимитно-заборной карточки кладовщику, который отмечает в двух экземплярах карточки количество отпущенного материала, проставляет дату и подпись. Получатель расписывается в карточке склада.
В этой же карточке ведется учет возвращенных, не использованных в производстве материалов.
Лимитно-заборная карточка формы № М-8 используется для многоразового отпуска материала одного наименования; карточка формы № М-9 — для 4-разового отпуска материалов одного или разных видов.
Карточка формы № М-28 выписывается исполнителю строительных работ для получения материалов на протяжении всего периода строительства, но при этом ежемесячно составляется карточка формы № М-28а, находящаяся на складе. Во время выдачи материалов со склада кладовщик расписывается в карточке формы № М-28, а получатель - в карточке формы № М-28а. В конце месяца подсчитывается количество полученных материалов и делается отметка в графе 14 формы № М-28.
Для сокращения количества первичных документов можно оформлять выбытие материалов непосредственно в карточках складского учета формы № М-12.
Сверхлимитная выдача материалов со склада или замена одних видов материалов на другие допускается только с разрешения руководителя предприятия, главного инженера или уполномоченного ими лица. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов формы № М-10, утвержденной Приказом № 193.
В конце месяца лимитно-заборные карточки вместе с первичными документами передаются в бухгалтерию и на их основании ведется учет материалов.
Периодически, не реже одного раза в неделю, материально ответственное лицо составляет реестр приема-передачи документов формы № М-13 и вместе с сопроводительными первичными документами сдает его в бухгалтерию.
|
|
Вопрос 6 Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП).
Рассмотрим малоценные быстроизнашивающиеся предметы, имеющие черты оборотных средств.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП), которые используются на предприятии в течение не более одного года или нормального операционного цикла, если он больше одного года, относятся к составу запасов предприятия.
В их число входят инструменты, хозяйственный инвентарь, специальное оснащение, специальная одежда и обувь, постельные принадлежности и т. п. Эти малоценные и быстроизнашивающиеся предметы могут находиться на складах и в эксплуатации (в цехах, отделах, участках) на материальной ответственности отдельных работников.
Основными задачами учета МБП являются:
— определение первоначальной стоимости приобретенных активов;
— контроль за их сохранностью на складе, а также в период их эксплуатации;
— контроль за правильностью использования и списания морально устаревших, изношенных и непригодных для эксплуатации предметов.
Аналитический учет МБП необходимо вести по видам предметов или по отдельным предметам, входящим в состав одной группы. Учет ведется также по местам хранения или эксплуатации и по материально ответственным лицам на карточках или в специальных ведомостях.