Зубчатое зацепление

Зубчатые передачи являются однимиз основных механизмов для передачи вращательного движения с одного вала на другой, а также для преобразования вращательного движения в поступа­тельное.

В паре зубчатых колес одно является ведущим (называется шестерней), другое — ведомым (называется колесом). Конструк­ция зубчатых колес может быть цилиндрической, конической, вин­товой, червячной. Зубцы колес могут быть прямыми, косыми, криволинейными и шевронными.

Зубчатыеколеса вычерчивают упрощенно (рис.22). Окруж­ность выступов и окружность впадин в разрезе выполняют сплошной основной линией, зубья условно показаны не рассеченными. Кроме этого, отмечают делительную окружность – штрихпунктирной линией. Делительная окружность – это диаметры зубчатых колес, по которым колеса обкатываются в процессе зацепления и которые являются касательными окружностями двух колес, участвующих в зацеплении (см. ГОСТ 2402-68).

Рисунок 22

В конструкции зубчатого колеса три параметра являются определяющими: диаметр делительной окружности (do), мо­дуль (т) и число зубьев (z). Их зависимость обозначается формулой do=m•z.

Все остальные параметры так или иначе зависят от этих трех параметров и могут рассчитываться по формулам. Например: диаметр вершин зубьев Dc=m(z+2)= do+2h/, где h' — высота головки зуба, равная модулю: h ' = m, и т.д.

На чертеже вплотную к правой линии рамки чертежа на рас­стоянии 20 мм от верхней линии рамки размещается таблица (рис.23), в которую записывается значение модуля зубчатого зацепле­ния, количество зубьев и другие параметры, необходимые для из­готовления зубчатого колеса.

Рисунок 23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: