Зубчатые передачи являются однимиз основных механизмов для передачи вращательного движения с одного вала на другой, а также для преобразования вращательного движения в поступательное.
В паре зубчатых колес одно является ведущим (называется шестерней), другое — ведомым (называется колесом). Конструкция зубчатых колес может быть цилиндрической, конической, винтовой, червячной. Зубцы колес могут быть прямыми, косыми, криволинейными и шевронными.
Зубчатыеколеса вычерчивают упрощенно (рис.22). Окружность выступов и окружность впадин в разрезе выполняют сплошной основной линией, зубья условно показаны не рассеченными. Кроме этого, отмечают делительную окружность – штрихпунктирной линией. Делительная окружность – это диаметры зубчатых колес, по которым колеса обкатываются в процессе зацепления и которые являются касательными окружностями двух колес, участвующих в зацеплении (см. ГОСТ 2402-68).
Рисунок 22
В конструкции зубчатого колеса три параметра являются определяющими: диаметр делительной окружности (do), модуль (т) и число зубьев (z). Их зависимость обозначается формулой do=m•z.
|
|
Все остальные параметры так или иначе зависят от этих трех параметров и могут рассчитываться по формулам. Например: диаметр вершин зубьев Dc=m(z+2)= do+2h/, где h' — высота головки зуба, равная модулю: h ' = m, и т.д.
На чертеже вплотную к правой линии рамки чертежа на расстоянии 20 мм от верхней линии рамки размещается таблица (рис.23), в которую записывается значение модуля зубчатого зацепления, количество зубьев и другие параметры, необходимые для изготовления зубчатого колеса.
Рисунок 23