III. Методические рекомендации

Учебно-методическим комплексом предусмотрены два вида семинарских занятий: теоретические семинары и практические занятия. Теоретические семинары проводятся с целью усвоения студентами основных понятий и конструкций жилищного права. Они призваны развить у студентов навыки работы с источниками, умение анализировать и обобщать правовые нормы, опубликованные судебные акты и обзоры практики, комментарии и рассуждения юристов. Студенты должны научиться критически осмысливать прочитанное, выносить самостоятельные обоснованные суждения.

По каждой теме теоретического семинара сформулированы вопросы, которые следует обсудить со студентами, указан примерный перечень специальной литературы, правовых актов и судебной практики, содержаться темы докладов (рефератов).

Теоретический семинар может проходить в разных формах:

- преподаватель может обязать всех студентов готовиться к ответу на каждый из вопросов темы с изучением рекомендованных источников и составлением кратких конспектов ответа;

- с учетом пожеланий студентов преподавателем могут быть выбраны несколько докладчиков, которые готовят устное выступление и (или) письменный реферат на основе глубоко и подробного изучения отдельных вопросов темы;

- вопросы теоретического семинара могут быть разбиты на более мелкие, с тем чтобы предложить каждому из студентов подготовиться к выступлению с ответом на конкретный небольшой вопрос.

Следует широко использовать форму докладов как наиболее полезную и продуктивную для выработки у студентов навыков и опыта самостоятельной научной работы. Доклады и сообщения можно готовить как по тематике докладов (рефератов), так и по каждому вопросу темы.

После изложения текста сообщения докладчику желательно сделать краткие выводы, высказать собственное отношение к материалу доклада. Предпочтительно, чтобы дискуссия по теме семинара открывалась по завершению выступлений всех докладчиков. Поскольку к занятиям должны готовиться все члены группы, каждый из них должен быть готов принять участие в дискуссии.

В процессе обсуждения студенты должны высказывать собственную точку зрения, основанную на понимании текста закона, позиции высших судебных инстанций, мнениях ученых-правоведов. По окончании семинара преподаватель подводит итоги дискуссии, формулирует краткие теоретические и практические выводы, дает их обоснование.

Практические занятия имеют целью привить студентам практические навыки юридической работы: грамотного толкования текстов правовых норм, их правильность применения в конкретных жизненных обстоятельствах, составления юридических документов.

Студенты должны научиться выделять различные виды жилищных отношений среди других типов общественных отношений, находить юридические способы разрешения конфликтов, возникающих между различными субъектами, правовые средства защиты законных интересов участников соответствующих жилищных отношений.

Практические занятия содержат тематические казусы-задачи, которые при подготовке к занятию студенты должны решать самостоятельно. Большинство задач, которые содержатся в учебно-методическом пособии, основаны на конкретных спорах, которые были предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции.

Задачи нужно анализировать подробно и обязательно в письменном виде. Решение должно быть мотивированным, со ссылкой на нормы закона и иных правовых актов, которые подлежат применению в данном случае, с указанием судебной практики по аналогичным делам. Студенты должны самостоятельно сформулировать вопросы и давать на них развернутые ответы, проясняющие ситуацию, изложенную в фабуле задачи.

Во время аудиторной работы студенты, выбранные из числа желающих или назначенные преподавателем, оглашают свои решения, которые обсуждаются всеми участниками группы. В процессе дискуссии студенты должны предложить собственную юридическую оценку тех фактов, которые изложены в задаче, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность решения суда, если оно изложено в задаче.

Нужно выбрать наиболее оптимальные и адекватные правовые средства защиты нарушенных прав частников конфликта, обосновать их требования или возражения. Фабулы многих задач сформулированы таким образом, что допускают несколько вариантов решения и различное обоснование. В этих случаях преподаватель должен помочь студентам найти максимальное количество возможных ответов. Итоги дискуссии подводятся преподавателем.

По каждой теме практического занятия предусмотрены задания для самостоятельной (домашней) работы, выполнение которых призвано выработать у студентов навыки составления юридических документов, умение анализировать и обобщать нормативные правовые акты и судебную практику. Задания необходимо выполнять в письменном виде.

Следует обратить внимание, что указатель судебной практики и нормативных правовых актов содержи названия документов со ссылкой на источник их первой официальной публикации. Студентам нужно использовать действующие редакции указанных документов с учетом их последующих изменений и дополнений. Помимо источников, указанных в учебно-методическом пособии, преподавателю необходимо рекомендовать студентам источники последующих публикаций.

Нужно также учитывать, что в ходе аудиторного занятия и самостоятельной подготовки к практическому занятию важная роль отводится использованию в качестве обучающего инструмента тестов, входящих в состав учебно-методических материалов.

Тесты способствуют закреплению знаний по изученной теме, выявляют степень усвоения изучаемого учебного материала, обеспечивают выработку навыков работы с нормативными правовыми актами, в частности с ГК РФ и ЖК РФ.

Выбор потенциально правильного ответа на тестовое задание студенты должны аргументировать ссылкой на конкретную правовую норму или дать соответствующее научное объяснение, если тест содержит теоретический вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: