Методический материал
Дефектология
/ \ + Технические средства / \
Специальная психология / \ Специальная педагогика
1) тифлопсихология 1) тифлопедагогика
2) сурдопсихология 2) сурдопедагогика
3) олигофренопсихология 3) олигофренопедагогика
4) логопсихология 4) логопедия
+ дети с ЗПР, дети со сложными дефектами, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП), эмоциональными нарушениями (РДА), психопатиями, дети группы риска.
Общие закономерности аномального развития
1. | Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью |
2. | Снижение способности к приему и переработке информации |
3. | Недостаточность и специфические особенности словесного опосредования |
4. | Для всех видов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий |
5. | Для всех видов аномального развития характерны изменения в развитии личности аномального ребенка в целом |
6. | У детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения |
Литература
1.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5.
2.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.
3.Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
4.Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.
5. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008.
Дополнительная литература:
1.Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.
2.Специальная педагогика. Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2000.
Лекция 2. Умственно отсталые дети
Литература
1.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.
2.Замский Х. Умственно отсталые дети. – М., 1995
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
3.Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.
Дополнительная литература:
1. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.- М., 2002.
Лекция 3. Задержка психического развития
Методический материал
Классификация ЗПР по К.С. Лебединской
Варианты ЗПР | Причины ЗПР |
ЗПР конституционального генеза | (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) |
ЗПР соматогенного происхождения | Длительные хронические заболевания |
ЗПР психогенного происхождения | Неблагоприятные условия воспитания |
ЗПР церебрально-органического генеза | Раннее поражение ЦНС |
Литература
1.Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР.- М., 1999.
2.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М., 2001.
3.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
4.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб., 2004.
5.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.
6.Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.
Дополнительная литература:
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединской.-М., 1982.
2.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
3.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.