double arrow

Лекция 1. Теоретические вопросы специальной психологии.

Методический материал

Дефектология

/ \ + Технические средства / \

Специальная психология / \ Специальная педагогика

1) тифлопсихология 1) тифлопедагогика

2) сурдопсихология 2) сурдопедагогика

3) олигофренопсихология 3) олигофренопедагогика

4) логопсихология 4) логопедия

+ дети с ЗПР, дети со сложными дефектами, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП), эмоциональными нарушениями (РДА), психопатиями, дети группы риска.

Общие закономерности аномального развития

1. Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью
2. Снижение способности к приему и переработке информации
3. Недостаточность и специфические особенности словесного опосредования
4. Для всех видов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий
5. Для всех видов аномального развития характерны изменения в развитии личности аномального ребенка в целом
6. У детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения

Литература

1.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5.

2.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.

3.Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

4.Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

5. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная литература:

1.Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.

2.Специальная педагогика. Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2000.

Лекция 2. Умственно отсталые дети

Литература

1.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

2.Замский Х. Умственно отсталые дети. – М., 1995

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

3.Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

Дополнительная литература:

1. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.- М., 2002.

Лекция 3. Задержка психического развития

Методический материал

Классификация ЗПР по К.С. Лебединской

Варианты ЗПР Причины ЗПР
ЗПР конституционального генеза (гармонический, психический и психофизический инфантилизм)
ЗПР соматогенного происхождения Длительные хронические заболевания
ЗПР психогенного происхождения Неблагоприятные условия воспитания
ЗПР церебрально-органического генеза Раннее поражение ЦНС

Литература

1.Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР.- М., 1999.

2.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М., 2001.

3.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.

4.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб., 2004.

5.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.

6.Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

Дополнительная литература:

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединской.-М., 1982.

2.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.

3.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: