Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни

(по Е. А. Стребелевой)

Ф.И. ребенка возраст
задание Баллы
  Найди место фигуре (матрица фигур)  
  Найди время года  
  Группировка картинок по количественному признаку  
  Счет  
  Дорисуй (окончание рисунка по заданной фигуре)  
  Серия сюжетных картинок (игра с кубиками)  
  Продолжи ряд (письмо)  
  Анализ слова  
  Подбор иллюстраций к тексту (день рождения)  
  Рисование (дом, дерево, человек)  
  Сумма баллов  

1. "Найди место фигуре" (матрица фигур)*. Задание направ­лено на выявление уровня развития логического мышления.

Оборудование: три квадратные таблицы, разделенные на 36 клеток (шесть рядов по шесть клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями треугольников, нижняя — изображе­ниями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

(Методика Л.А. Венгера.)

Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисован­ные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выб­ранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип по­строения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и разной величины. Все фигурки расположены в оп­ределенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрел таблицу, взрослый гово­рит: "А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пус­тых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каж­дый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку". Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: "Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно поставить фигурки".

Обучение: если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место для каждой фигурки, активи­зируя при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таб­лицы для самостоятельного выполнения задания, где необходи­мо расставить по местам другие фигурки, т.е. отметить нужные места крестиками.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения — самостоятельно или после обучения, ре­зультат.

1 балл — не принимает и не понимает задание;

2 балла — принимает задание, но трудности вызывает анализ условий задачи и само решение в мысленном плане, пытается поставить крестики в любой клеточке, т.е. не вы­полняет задание ни на классификацию, ни на сериацию;

3 балла — принимает задание, понимает его условие, ре­шает задачу в плане классификации (выбор по форме), трудности отмечаются в выборе по размеру, т.е. в плане сериации. Это говорит о недостаточном уровне развития пер­цептивных действий;

4 балла — принимает и понимает задание, решает задачу в плане классификации и сериации.

2. "Найди время года". Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:.сюжетные картинки с изображением четы­рех времен года с ярко выраженными специфическими при­знаками.

Проведение обследования: перед ребенком на столе расклады­вают картинки с изображением времен года — зимы, лета, осе­ни, весны. Ребенку предлагают рассмотреть их и спрашивают:

"Скажи, какое сейчас время года. Покажи его на картинке. Ка­кое время года наступит потом?" Уточняют знания ребенка о пос­ледовательности времен года.

Обучение не проводится. Однако если ребенок не справля­ется с заданием, его просят найти изображение определенно­го времени года.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение определить время года в период обследования и соотне­сти его с изображением на картинке; уровень сформированнос-ти временных представлений: обобщенный, элементарный, фраг­ментарный и отсутствие представлений.

1 балл — не принимает и не понимает задание;

2 балла — принимает задание, но не может назвать вре­мя года в момент обследования, не соотносит его с изображе­нием на картинке, выделяет по слову только два времени года — зиму и лето. Отмечаются только фрагментарные представления о временах года;

3 балла — принимает и понимает задание, имеются пред­ставления о всех временах года, может соотнести слово и изображение, однако представления об определенной смене времен года еще не сформированы;

4 балла — принимает и понимает задание, соотносит вре­мя года в момент обследования с изображением на картинке, знает определенную последовательность времен года.

3. Группировка картинок по количественному признаку. За­дание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной — много цветных карандашей, на другой — один карандаш); 2-я пара (на одной — много яблок, на другой — одно); 3-я пара (на одной — много цып­лят, на другой — один) и т.д.

Проведение обследования: перед ребенком кладут пару кар­тинок, на которых изображены: на одной — пять цветных каран­дашей, на другой — один. Ребенку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: "Все похожие на эту кар­тинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд". Затем ребенку дают по одной кар­тинке вперемешку и в ход его действий не вмешиваются. Пос­ле раскладывания картинок его просят объяснить, какие кар­тинки он клал в один ряд, а какие — в другой.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребенком самостоятельно основ­ного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане.

1 балл — не принимает и не понимает задание;

2 балла — принимает задание, но условия задачи не по­нимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую;

3 балла — принимает задание, понимает условие задачи, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки — признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может;

4 балла — принимает и понимает условие задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует этот принцип.

4. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения выполнять счетные опе­рации в умственном плане, умения принимать и анализировать условия познавательной задачи, т.е. на выявление уровня мыс­лительных операций.

Оборудование: 20 плоских палочек, экран. Проведение обследования: проводится в два этапа: 1-й этап — ребенку предлагают посчитать устно до 10 и обратно

Затем спрашивают: "Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число стоит между 4 и б?" 2-й этап — ребенка просят взять из множества палочек только пять. За­тем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: "Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал сначала: если я прибавил, то сколько, если умень­шил, то тоже сколько". Взрослый закрывает экраном пять па­лочек и убирает две. Экран открывается и ребенку задают воп­росы: "Что я сделал — отнял или прибавил? Сколько стало?" Задание повторяется несколько раз, и счетные задания вы­полняются в пределах восьми.

Обучение: проводится только на 2-м этапе. Если ребенок не отвечает на вопрос: "Сколько я отнял?" — педагог снова показы­вает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и сно­ва задает этот же вопрос. После этого задание повторяется с ис­пользованием экрана.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание всех вари­антов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счетные операции в умственном плане.

1 балл — не принимает и не понимает условие задания, в обучении действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, но не может выполнить ни одного из предложенных вариантов, имеются счетные операции в пределах трех-четырех;

3 балла — принимает задание, но самостоятельно выполнить его не может, однако после обучения выполняет счетные операции в пределах пяти;

4 балла — принимает задание, понимает условия всех его вариантов, выполняет счетные операции в пределах семи — десяти.

5. "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре). За­дание направлено на выявление уровня развития наглядно-об­разного мышления, воссоздающего воображения.

Оборудование: на одном листе — четыре круга, на дру­гом — четыре полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или ка­рандашей.

Проведение обследования: сначала ребенку дают один лист с изображением четырех кругов и просят их дорисовать так, чтобы получились четыре разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением шести полукругов и просят нари­совать четыре разных предмета, используя цветные фломас­теры.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, ана­лиз рисунков.

1 балл — не принимает или не понимает условия задания;

2 балла — принимает задание, но требуется многократная помощь к началу его деятельности, либо может дорисовать один предмет, либо "уходит" от условия задачи и начинает рисовать элементарные предметы (домики, дорожки и т.д.);

3 балла — принимает задание, дорисовывает два (редко три предмета); все заданные формы не использует, причем сами рисунки весьма однообразны;

4 балла — принимает задание, рисует с интересом, используя все предложенные формы.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками). Задание направлено на проверку уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: серия из четырех сюжетных картинок "Игра с кубиками": 1-я — мальчик несет ящик с кубиками; 2-я — маль­чик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; 3-я — мальчик строит башню; 4-я — мальчик заканчивает строить баш­ню — ставит завершающую деталь.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть все картинки, а потом говорят:"Подумай, как из этих карти­нок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы полу­чился рассказ: его начало, продолжение и окончание". После того как ребенок разложит картинки, независимо от соблю­дения последовательности событий (оценка его действий не дается), его просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа ребенок может менять картин­ки местами. Помощь со стороны экспериментатора не оказы­вается.

Оценка действий ребенка: понимание ребенком того, что серия картинок объединена одним сюжетом, учитывает ли ребенок, что это событие происходит во временной, логи­ческой последовательности (основанием для этого служит правильно подобранный ряд картинок), может ли ребенок от­разить это событие и его последовательность в своем расска­зе.

1 балл — не понимает задание, перекладывает картинки либо ведет себя неадекватно заданию;

2 балла — воспринимает каждую картинку изолированно, т.е. не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядоположенных событий, рассказывает о каждой картинке отдельно);

3 балла — выделяет сюжетное содержание сериала картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но серьезные затруднения вызывает временное развитие событий, логическая последовательность операций. У ребенка нет понимания начального этапа действия и его завершенности, затрудняется в составлении рассказа;

4 балла — воспринимает событие на серии картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, может составить логический рассказ.

7. "Продолжи ряд" (письмо). Задание направлено на выяв­ление уровня развития готовности руки к письму, умение ре­бенка принять задание и проанализировать образец.

Оборудование: лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на 1-й строчке — четыре палоч­ки; на 2-й строчке — палочки и крючочки; на 3-й — треу­гольники; ручка.

Проведение обследования: ребенка просят написать на листе бумаги те элементы букв, которые даны в образце, ему говорят: "Продолжай писать".

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ образца, умение писать по образцу.

1 балл — не принимает или не понимает условия задачи;

2 балла — принимает задачу, но не может работать по образцу, пишет элементы букв, не учитывая принцип чередования, не всегда придерживается строчки;

3 балла — принимает задачу, работает по образцу, учитывает принцип чередования, но в процессе работы нарушает его, размеры элементов букв не всегда выдержаны;

8. Анализ слова. Задание направлено на выявление умения ребенка принимать новые познавательные задачи, связанные с учебной деятельностью.

Проведение обследования: взрослый говорит ребенку:"Я тебе назову слово, а ты посчитай, сколько там звуков". На­зывает слово "дом" и спрашивает:"Сколько там звуков?" После этого называет слова "стена", "хвост" и спрашивает: "Какой звук второй? Назови третий, первый, четвертый, пятый звуки".

Обучение: если ребенок не может сказать, сколько звуков в слове "дом", взрослый медленно произносит каждый звук и считает их: "Д — один звук, о — два, м — три. В этом сло­ве — три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове кот". Другие слова в этих случаях для анализа не предлага­ются.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение анализировать слова, обучаемость.

1 балл — не принимает задание или не понимает условия задачи;

2 балла — принимает задание, но не может выполнить ана­лиз слова, после обучения не может определить место звука в слове;

3 балла — принимает задание, понимает его условия, одна­ко самостоятельно проанализировать слово не может; после обучения выполняет анализ слова из трех звуков;

4 балла — принимает задание, понимает условия задачи, са­мостоятельно может проанализировать слова и определить мес­то звука в слове из пяти-шести звуков.

9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения). Задание направлено на выявление взаимоотношений между словом и об­разом.

Оборудование: три картинки — лесная полянка, улица горо­да, день рождения.

Проведение обследования: ребенку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определенный сюжет, и подобрать иллюстрацию, соответствующую прослушанному тек­сту, а затем обосновать свой выбор.

Текст рассказа: "У Маши был день рождения. К ней в го­сти пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа при­несла шарик. Петя принес кубики. А мама подарила Маше куклу".

Текст читают один раз в медленном темпе, при этом кар­тинки ребенку не показывают. Только после того, как рас­сказ прочитан, ребенку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: "Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал". После выбора кар­тинки независимо от правильности решения ребенка спраши­вают: "Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?"

Обучение: предлагается повторное прослушивание расска­за.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность соотношения между словом и образом, ре­зультат.

1 балл — не принимает задание;

2 балла — принимает задание, но выбрать нужную иллюст­рацию к тексту не может, берет любую картинку;

3 балла — выбирает правильно иллюстрацию, но обосновать в словесном плане свои действия не может;

4 балла — принимает задание, сразу правильно выбирает ил­люстрацию, словесно обсновывает свой выбор логично.

10. Рисование (дом, дерево, человек). Оборудование: бумага, цветные фломастеры. Проведение обследования: методика та же, что и для 6-го года

жизни.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, интерес к заданию, анализ рисунков — стремление к сюжетному изображению.

1 балл — задание не принимает или принимает, но не мо­жет нарисовать предмет;

2 балла — задание принимает, рисует заданные предме­ты без деталей, не используя цвет как признак определен­ных свойств предметов (рисунок человека, как правило, без шеи);

3 балла — задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, но, не используя цвет как признак определенных свойств предметов, в рисунках нет стремления к сюжетному изображению;

4 балла — задание принимает, рисует заданные предме­ты с деталями, используя цвет как определенный признак предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изоб­ражению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: