Таблица 2:
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | ВСЕГО часов (трудоемкость дисциплины) | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах) |
в том числе | ||||
Лекции | ||||
Специальная психология как наука. Критерии нормальности развития. Психический дизонтогенез. | ||||
Медико-биологические проблемы формирования патологии развития ребенка | ||||
Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении | ||||
Основные виды нарушения функций | ||||
Виды нарушений развития. Классификации групп детей с нарушениями развития | ||||
Специфика медико-социальной психолого-педагогической коррекции, компенсации, адаптации и реабилитации детей с особенностями в развитии | ||||
Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб в РФ и за рубежом. Профилактика и коррекция отклонений психофизического развития у детей. Методы корректирующего и восстановительного обучения | ||||
Отношение разных типов общества к ребенку со спецификой развития. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство. | ||||
Методы и принципы специальной психологии | ||||
ИТОГО: |
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
|
|
Тема 1. Специальная психология как наука. Критерии нормальности развития. Психический дизонтогенез.
Специальная психология как отрасль знаний и профессиональная деятельность. Цели и задачи специальной психологии. Принципы специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направление в специальной психологии. Критерии нормальности развития. Понятие дефекта. Проблемы нормы и патологии в современной науке. Критерии нормальности. Норма и виды норм. Сущность и функции компенсаторных механизмов. Дефект и его виды. Компенсация. Дети-инвалиды.
Литература
Основная:
- Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология, М.:Аспект-Пресс, 2002
- Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной.- Спб.: Речь, 2004
Дополнительная:
- Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки жизни детей.- СПб.: Речь, 2001
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПЦ 2005
|
|