Религиозные представления о природе психических аномалий. Научное сознание как источник знаний о сущности и природе отклонений от нормального хода развития. Отношение разных типов общества к ребенку со спецификой развития. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
Специфика отношений к аномальному ребенку в истории человечества. Отношение религии к детям с особенностями в развитии. Изоляция детей с проблемами в развитии и их семей. Проблемы интегрированного обучения и воспитания в разных странах. Виды отношений родителей к аномальному ребенку. Отношение общества к детям с проблемами в развитии. Законодательные акты и постановления для обеспечения прав детей с нарушениями развития и их родителей.
Литература
Основная:
1.Колесникова Г.И., Кабарухина И.А., Горшколепова И.В. Специальная педагогика и психология, Ростов-на Дону.: Феникс, 2007
2.Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002
3.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой М.: 2006
Дополнительная:
1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте М., 2003
2.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М.: 2003
4.Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
Тема 9. Методы и принципы специальной психологии
Понятие о научном методе. Специфика метода наблюдения в процессе изучения детей и взрослых с отклонениями в развитии. Метод эксперимента в специальной психологии. Применение стандартизованных психодиагностических процедур в практике работы с особыми детьми. Метода анкет и опросов.
Специфика метода самонаблюдения в специальной психологии. Применение анамнестического подхода в изучении различных форм нарушенного развития. Основные принципы проведения исследований в специальной психологии.
Литература
Основная:
1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология, М.:Аспект-Пресс, 2002
2.Саенко Ю.В. Специальная психология, М.: Акад. Проект, 2006
3.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной.- Спб.: Речь, 2004
Дополнительная:
1.Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки жизни детей.- СПб.: Речь, 2001
2.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 2002