Основная цель создания запасов - создание буферного звена между спросом и предложением

Управление запасами

Понятие запаса. Аргументы «за» и «против» создания запаса

Запас – следствие нарушения непрерывности материальных потоков. Когда ресурсы перестают перемещаться, возникают запасы.

Запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения товары и материалы, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления или в процесс продажи.

Запасы различных видов продукции (материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции) создаются для достижения разнообразных целей, определяемых руководством компании.

Основная цель создания запасов - создание буферного звена между спросом и предложением.

Это основная цель создания запасов, из которой вытекают все остальные. Можно выделить следующие причины создания запасов.

1. Повышение эффективности производства за счет содержания запасов

2. Обеспечение обслуживания

3. Страхование сбоев поставок.

4. Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных спе­кулятивных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтвержда­ющих эффективность подобной операции при учете возможности будущего повышения цен у основных поставщиков.

5. Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффек­тивной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.

6. Экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Перевозка больши­ми партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов.

7. Упрощение процесса управления производством

Наличие производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами.

К факторам, способствующим повышению уровня запасов, относятся:

1. Низкое качество закупаемых товаров.

2. Ненадежность поставок по времени, объему и комплектности.

3. Увеличение времени выполнения заказа.

4. Неточное прогнозирование спроса (потребности).

5. Увеличение расстояний поставки.

6. Минимальная партия поставки.

Итог: аргументов много, но их основу составляет ситуационный подход к принятию управленческих решений. Основная идея – запас необходим для ослабления непосредственной независимости организации от внешней среды, от условий работы поставщиков, посредников, особенностей поведения рынка потребителей.

Рассмотрим отрицательные последствия наличия запаса, причем заметим, что они присущи явлению запаса вообще, а не только ситуации, связанной с высоким уровнем запаса.

1. Увеличение текущих затрат, связанных с запасами (затраты на пополнение и хранение).

2. Снижение реакции организации на требования потребителей.

3. Усложнение процесса управления запасами.

4. Снижение прибыли на инвестированный капитал – связано с потерями финансовых средств, замороженных в запасах.

5. Увеличение занимаемых площадей.

6. Перепроизводство.

7. Увеличение стоимости продукции.

Итог: Можно выделить три основных аргумента: Запас замораживает денежные средства, тормозит возможности развития и повышения качества продукции, услуг; изолирует звенья логистической цепи друг от друга, противодействуя процессу интеграции. Аргументация не имеет ситуационной привязки, то есть носит объективный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: