3.1. АВС-анализ.
3.1.1. В целях достижения максимально эффективного результата в управлении запасами необходимо дифференцировать номенклатуру, выбрать наиболее важные позиции, требующие большего внимания (их отсутствие приводит к большим потерям товарооборота, так называемые «локомотивы» продаж), и позиции, которые можно меньше контролировать (сопутствующие позиции. Их отсутствие не влияет на принятие клиентом решения – сделать заказ или нет). Для этого производится АВС-анализ по одному из параметров – товарооборот (в суммовом выражении, в приходных либо оптовых ценах) или наценка. Согласно принципу Парето, 20% товаров приносят 80% прибыли – значит, этим товарам мы должны уделять порядка 80% своего внимания и финансового ресурса.
3.1.2. Алгоритм АВС-анализа.
3.1.3. Номенклатурные позиции сортируются по анализируемому параметру (возьмём для примера товарооборот в приходных ценах).
3.1.3.1. Находим долю каждой позиции в товарообороте.
3.1.3.2. Находим накопительный итог по каждой позиции[1].
|
|
3.1.3.3. Определяем границу между группами. Самый простой способ – это графический. Строится диаграмма по столбцу «Накопительный %» и определяются перегибы кривой, в которых товар начинает вести себя по-другому. Присваиваем каждой позиции группу, опираясь на значение % в точке перегиба кривой.
3.1.4. Важный момент. На остатках могут находиться товары, которые не продавались в течение анализируемого периода. Этим позициям также можно присвоить группу С, т.к. они явно не востребованы; если необходима более тонкая классификация, для отличия от товаров, которые хотя бы как-то продаются, можно присвоить им группу D.
3.1.5. Важный момент. При изменении сезона важные позиции могут не быть группой А по результатам продаж за прошлый месяц. Должна существовать возможность заливки дополнительной группы А, определяемой управляющим запасами сотрудником. Также группу А можно присваивать неликвидным товарам, на которые делается акцент для торговых представителей (при этом необходима блокировка их к закупке!). Группа А по количеству номенклатурных позиций не должна превышать 20% номенклатуры, иначе повышенный контроль за позициями группы А будет затруднён. Поэтому при ручной заливке необходимо также присваивать группу В позициям, которые по автоматическому анализу являются группой А, но не будут важны в следующем месяце.
3.1.6. Таким образом, проранжировав позиции по важности, мы можем делать выводы, в какие позиции необходимо вкладывать ресурсы, а какие играют менее важную роль и их дефицит не скажется существенно на товарообороте. Для позиций группы А необходимо применять ежедневный контроль по критическим предупреждениям. Практическим инструментом для регулирования рисков может быть страховой запас.
|
|
3.2. Классификация по видам запасов.
Вид запасов | Критерий | Количество дней запаса в примере |
Дефицитные | Не хватит до следующего заказа, возникает неудовлетворённый спрос (сравниваем с циклом поставки). | < 8 |
В точке заказа | Может хватить до следующего заказа, если не будет сильных колебаний, но необходимо заказать товар (сравниваем с нормативным запасом). | от 8 до 11 |
Нормативные | Сравниваем верхнюю границу с нормативной оборачиваемостью, нижнюю - с циклом поставки + страховой запас. Нормативную оборачиваемость в примере примем за 30 дней. | от 12 до 30 |
Неликвидные | Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость | > 30 |
Плановые неликвиды: сезонные, запасы под скидку (разновидность неликвидных) | Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость, но решение закупить товар принято осознанно: создаётся больший запас в целях избежания дефицита либо получения экономической выгоды. По этим товарам можно изменить нормативную оборачиваемость до 90 дней. | > 30 |
Некондиционные (разновидность неликвидных) | Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость. Товар просроченный, бракованный, неправильно маркированный и т.п. | > 30 |
Не продающиеся товары | Товар присутствовал на остатках в течение месяца не менее 10 дней, но не продавался (товарооборот и скорость = 0, дни запаса неизвестны) | нд |