Идея непрерывности профессионального образования учителя-де-фектолога возникла уже тогда, когда в дореволюционной России появилась первая форма профессиональной подготовки — курсы. Организаторы и ведущие преподаватели этих курсов (Н.М.Лагов-ский, М.Ф.Митрофанов и другие) считали, что для учителя-де-фектолога однократное прохождение курсов не дает необходимого профессионализма. Необходимы постоянное повышение собственной профессиональной квалификации, постоянная творческая работа над собой, кропотливое совершенствование своего профессионального мастерства.
В советское время, с 1925 г., параллельно вузовской подготовке проводилось и обучение дефектологов на курсах повышения квалификации. В литературе отмечается, что в 20-е тт. на таких курсах преобладала, в основном, общепедагогическая подготовка; в 30-е гг., наоборот, вопросам общей педагогики и психологии уделялось мало внимания, содержание курсов преимущественно посвящалось конкретным вопросам специальных методик.
|
|
С началом всеобуча система повышения квалификации приобрела особое значение среди других организационных форм подготовки как наиболее быстрая, дешевая и обеспечивающая некоторый минимум специальных знаний. По данным Г.В.Кузнецовой (1965), около 2000 человек прошло через систему курсов повышения квалификации за период 30-х гг.
В послевоенный период повышение квалификации дефсктоло-гов осуществлялось в системе курсов, организуемых периодически местными отделами народного образования, а также б институтах усовершенствования учителей. Периоды активизации деятельности системы повышения квалификации всегда были связаны с теми или иными нововведениями в обучении детей с откло-
нениями в развитии; введение новых программ, новых учебных предметов, внедрение новых специальных образовательных технологий в учебный процесс специальной школы.
Современная система повышения квалификации и переподготовки направлена на удовлетворение потребностей специалистов-дефектологов в получении знаний о новейших достижениях в области педагогики и психологии, а также специальной педагогики и специальной психологии, о передовом отечественном и зарубежном опыте. Деятельность системы повышения квалификации и переподготовки регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации (например, постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» № 610 от 26.06.95).
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов-дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации (институтах усовершенствования), в Академии повышения квалификации и в соответствующих структурных подразделениях педвузов (например, факультеты повышения квалификации и переподготовки).
|
|
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями Государственных образовательных стандартов.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливается руководителем специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения.
Повышение квалификации включает в себя следующие возможные виды обучения:
— краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по
конкретным методическим вопросам, которое проводится по ме
сту основной работы и заканчивается сдачей соответствующего
экзамена, зачета или защитой реферата;
— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по
научным, технологическим или методическим проблемам;
— длительное (от 100 до 500 ч) обучение в учреждении повы
шения квалификации для углубленного изучения актуальных пси
холого-педагогических проблем по профилю профессиональной
деятельности.
К числу дополнительных профессиональных образовательных программ относится стажировка. Ее основной целью является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений, полученных в результате теоретической подготов-
г
ки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Продолжительность стажировки устанавливается направляющим специальным (коррекци-онным) образовательным учреждением в соответствии с ее целью и по согласованию с руководителем учреждения, где она проводится.
Дополнительные образовательные программы для дефектоло-гов могут быть также реализованы в виде профессиональной переподготовки и переподготовки.
Целью профессиональной переподготовки (500 и более ч) в Институте повышения квалификации, Академии повышения квалификации специалистов-дефектологов является получение ими дополнительных знаний, умений, навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин для выполнения нового вида профессиональной деятельности в рамках имеющейся специальности (например, олигофренопедагог может пройти профессиональную переподготовку для работы с детьми с синдромом Дауна или, например, с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения). По результатам профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право вести профессиональную деятельность в определенной сфере специальной педагогики или специальной психологии.
Целью переподготовки (объем часов не ниже установленного для получения второй специальности в вузе) является получение новой специальности на базе имеющегося высшего или, соответственно, среднего специального педагогического образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или, соответственно, второго среднего специального педагогического образования и осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования (т.е. в педвузах, педколледжах и педучилищах). Прошедшие переподготовку получают государственный диплом о высшем или среднем специальном педагогическом образовании.
|
|
Обучающиеся в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут участвовать в формировании содержания своих образовательных программ и выбирать по согласованию с обучающим подразделением образовательного учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения. Они имеют право пользоваться библиотекой образовательного учреждения, другими информационными фонда-
ми, услугами различных подразделений образовательного учреждения. На время обучения с отрывом от основной работы за слушателями сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Оплата проезда иногородних слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.
Обучение завершается, как и в системе высшего профессионального образования, обязательной государственной итоговой аттестацией.
Успешно завершившие курс обучения могут получить следующие документы государственного образца:
Удостоверение о повышении квал ификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение в объеме от 72 до 100 ч;
Свидетельство о повышении квалификации—для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 100 ч;
Диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ч.
Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки направляются в кадровые службы по месту работы слушателей.
В образовательном учреждении повышения квалификации реализуются разные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми идет обучение слушателей. Эти программы образовательное учреждение повышения квалификации разрабатывает, утверждает и реализует самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности).
|
|
Наличие дополнительных профессиональных образовательных программ для государственных образовательных учреждений повышения квалификации является обязательным.
Перспективы развития системы повышения квалификации и переподготовки дефектологов направлены не только на совершенствование и модернизацию имеющейся профессиональной квалификации специального педагога, психолога, но и на расширение им круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями (например, работа с контингентом обучающихся, воспитанников, имеющих разнородные, часто комбинированные нарушения), а также на вовлечение педагогов массовой общеобразовательной школы в процесс повышения квалификации или профессиональной переподготовки, содержательно ориентированный на вопросы помощи детям с трудностями в обучении в массовой школе, на проблемы совместного обучения обыч-
ных детей и детей с особыми образовательными потребностями в системе массового дошкольного и школьного образования.
Резервные возможности для этого заключены не только в традиционных институтах повышения квалификации, но также и в использовании возможностей средств массовой информации — теле-, радиокомпаний, обучающих курсов на видеокассетах; создание и распространение специализированной печатной продукции (книги, газеты, журналы, тематические информационные сборники).
Большие возможности в распространении знаний, обмене информацией, дистанционном обучении может дать компьютерный банк информации, создание информационных компьютерных сетей, использование Интернета.
§ 3. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ,