Повышение профессиональной квалификации и переподготовка

Идея непрерывности профессионального образования учителя-де-фектолога возникла уже тогда, когда в дореволюционной России появилась первая форма профессиональной подготовки — курсы. Организаторы и ведущие преподаватели этих курсов (Н.М.Лагов-ский, М.Ф.Митрофанов и другие) считали, что для учителя-де-фектолога однократное прохождение курсов не дает необходимо­го профессионализма. Необходимы постоянное повышение соб­ственной профессиональной квалификации, постоянная творчес­кая работа над собой, кропотливое совершенствование своего про­фессионального мастерства.

В советское время, с 1925 г., параллельно вузовской подготов­ке проводилось и обучение дефектологов на курсах повышения квалификации. В литературе отмечается, что в 20-е тт. на таких курсах преобладала, в основном, общепедагогическая подготов­ка; в 30-е гг., наоборот, вопросам общей педагогики и психоло­гии уделялось мало внимания, содержание курсов преимуществен­но посвящалось конкретным вопросам специальных методик.

С началом всеобуча система повышения квалификации приоб­рела особое значение среди других организационных форм подго­товки как наиболее быстрая, дешевая и обеспечивающая некото­рый минимум специальных знаний. По данным Г.В.Кузнецовой (1965), около 2000 человек прошло через систему курсов повыше­ния квалификации за период 30-х гг.

В послевоенный период повышение квалификации дефсктоло-гов осуществлялось в системе курсов, организуемых периодичес­ки местными отделами народного образования, а также б инсти­тутах усовершенствования учителей. Периоды активизации дея­тельности системы повышения квалификации всегда были связа­ны с теми или иными нововведениями в обучении детей с откло-


нениями в развитии; введение новых программ, новых учебных предметов, внедрение новых специальных образовательных тех­нологий в учебный процесс специальной школы.

Современная система повышения квалификации и переподго­товки направлена на удовлетворение потребностей специалистов-дефектологов в получении знаний о новейших достижениях в об­ласти педагогики и психологии, а также специальной педагогики и специальной психологии, о передовом отечественном и зару­бежном опыте. Деятельность системы повышения квалификации и переподготовки регламентируется постановлениями Правитель­ства Российской Федерации (например, постановление Прави­тельства Российской Федерации «Об утверждении Типового по­ложения об образовательном учреждении дополнительного про­фессионального образования (повышения квалификации) специ­алистов» № 610 от 26.06.95).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов-дефектологов осуществляется в институтах повыше­ния квалификации (институтах усовершенствования), в Академии повышения квалификации и в соответствующих структурных под­разделениях педвузов (например, факультеты повышения квали­фикации и переподготовки).

Целью повышения квалификации является обновление теоре­тических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями Государственных об­разовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимос­ти, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой дея­тельности. Периодичность прохождения повышения квалифика­ции устанавливается руководителем специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения.

Повышение квалификации включает в себя следующие возмож­ные виды обучения:

— краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по
конкретным методическим вопросам, которое проводится по ме­
сту основной работы и заканчивается сдачей соответствующего
экзамена, зачета или защитой реферата;

— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по
научным, технологическим или методическим проблемам;

— длительное (от 100 до 500 ч) обучение в учреждении повы­
шения квалификации для углубленного изучения актуальных пси­
холого-педагогических проблем по профилю профессиональной
деятельности.

К числу дополнительных профессиональных образовательных программ относится стажировка. Ее основной целью является формирование и закрепление на практике профессиональных зна­ний и умений, полученных в результате теоретической подготов-


г


ки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передово­го опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятель­ным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалифика­ции и переподготовке специалистов. Продолжительность стажи­ровки устанавливается направляющим специальным (коррекци-онным) образовательным учреждением в соответствии с ее це­лью и по согласованию с руководителем учреждения, где она проводится.

Дополнительные образовательные программы для дефектоло-гов могут быть также реализованы в виде профессиональной пе­реподготовки и переподготовки.

Целью профессиональной переподготовки (500 и более ч) в Ин­ституте повышения квалификации, Академии повышения квали­фикации специалистов-дефектологов является получение ими до­полнительных знаний, умений, навыков по образовательным про­граммам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин для выполнения нового вида профессиональной деятельности в рамках имеющейся специальности (например, олигофренопедагог может пройти профессиональную переподготовку для работы с детьми с синдромом Дауна или, например, с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения). По результатам профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право вести профессиональную дея­тельность в определенной сфере специальной педагогики или спе­циальной психологии.

Целью переподготовки (объем часов не ниже установленного для получения второй специальности в вузе) является получение новой специальности на базе имеющегося высшего или, соответ­ственно, среднего специального педагогического образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или, соответственно, второго среднего специального педагоги­ческого образования и осуществляется соответственно в образо­вательных учреждениях высшего или среднего профессионального об­разования (т.е. в педвузах, педколледжах и педучилищах). Прошед­шие переподготовку получают государственный диплом о выс­шем или среднем специальном педагогическом образовании.

Обучающиеся в системе повышения квалификации и профес­сиональной переподготовки могут участвовать в формировании содержания своих образовательных программ и выбирать по со­гласованию с обучающим подразделением образовательного уч­реждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения. Они имеют право пользоваться библиотекой об­разовательного учреждения, другими информационными фонда-



ми, услугами различных подразделений образовательного учреж­дения. На время обучения с отрывом от основной работы за слу­шателями сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Оплата проезда иногородних слушателей к месту учебы и об­ратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет учреждений и организаций по месту ос­новной работы слушателей.

Обучение завершается, как и в системе высшего профессио­нального образования, обязательной государственной итоговой аттестацией.

Успешно завершившие курс обучения могут получить следую­щие документы государственного образца:

Удостоверение о повышении квал ификации — для лиц, прошед­ших краткосрочное обучение в объеме от 72 до 100 ч;

Свидетельство о повышении квалификации—для лиц, про­шедших обучение по программе в объеме от 100 ч;

Диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошед­ших обучение по программе в объеме свыше 500 ч.

Сведения о результатах повышения квалификации и профес­сиональной переподготовки направляются в кадровые службы по месту работы слушателей.

В образовательном учреждении повышения квалификации реа­лизуются разные по срокам, уровню и направленности дополни­тельные профессиональные программы, в соответствии с кото­рыми идет обучение слушателей. Эти программы образовательное учреждение повышения квалификации разрабатывает, утвержда­ет и реализует самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также в соответствии с требованиями Государственных образо­вательных стандартов к уровню подготовки специалистов по со­ответствующему направлению (специальности).

Наличие дополнительных профессиональных образовательных программ для государственных образовательных учреждений по­вышения квалификации является обязательным.

Перспективы развития системы повышения квалификации и переподготовки дефектологов направлены не только на совершен­ствование и модернизацию имеющейся профессиональной ква­лификации специального педагога, психолога, но и на расшире­ние им круга специализаций в соответствии с профессиональны­ми потребностями (например, работа с контингентом обучаю­щихся, воспитанников, имеющих разнородные, часто комбини­рованные нарушения), а также на вовлечение педагогов массовой общеобразовательной школы в процесс повышения квалифика­ции или профессиональной переподготовки, содержательно ори­ентированный на вопросы помощи детям с трудностями в обуче­нии в массовой школе, на проблемы совместного обучения обыч-





 
 



ных детей и детей с особыми образовательными потребностями в системе массового дошкольного и школьного образования.

Резервные возможности для этого заключены не только в тра­диционных институтах повышения квалификации, но также и в использовании возможностей средств массовой информации — теле-, радиокомпаний, обучающих курсов на видеокассетах; со­здание и распространение специализированной печатной продук­ции (книги, газеты, журналы, тематические информационные сборники).

Большие возможности в распространении знаний, обмене ин­формацией, дистанционном обучении может дать компьютерный банк информации, создание информационных компьютерных се­тей, использование Интернета.

§ 3. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: