Основы делопроизводства

Работа образовательного учреждения строится по Правилам внутреннего распорядка, принятым и утвержденным педагогичес­ким советом школы — высшим органом самоуправления. Специ­фика же учреждения отражается в Уставе и Образовательной про­грамме, в которых описываются специфика контингента обуча­ющихся, воспитанников, их психофизические особенности, исхо­дя из которых разрабатываются учебные программы, учебные планы.

Одним из документов, регламентирующих деятельность шко­лы, являются Правила внутреннего распорядка, которые опреде­ляют циклограмму пребывания школьников в школе-интернате, время начала и продолжительность учебных занятий, организа­цию перемен, порядок соблюдения санитарных норм и ответствен­ность педагогов за жизнь и здоровье обучающихся.

В школе вводится институт дежурного администратора (учите­ля, воспитателя), контролирующего жизнедеятельность воспитан­ников и соблюдение режима дня, циклограммы работы админист­рации. Познакомимся с некоторыми из них (табл. 2).

Таблица 2 Циклограмма работы администрации образовательных учреждений

Дни недели Содержание деятельности
   
Циклограмма директора школы
Понедельник Обход интерната; административные совещания (методический совет); изучение состояния кабинетов ЗУА, ТСО, технического обеспечения; просмотр корреспонденции, работа с нормативной докумен­тацией
Вторник Производственные совещания; посещение и анализ уроков; индивидуальныебеседы с воспитанниками, их родителями
Среда Поездки по хозяйственным делам; осмотр террито­рии, пищеблока, спального корпуса; проверка про­тивопожарного инвентаря; обсуждение администра­тивно-хозяйственных вопросов; проверка режимных моментов

Окончание таблицы

   
Четверг Посещение уроков, воспитательских занятий
Пятница Методический день; работа над повышением квали­фикации; день самообразования; посещение семи­нара директоров; совещания ЮВОУ
Суббота Досмотр оздоровительного лагеря «Жаворонки*
Цшоюграмлш зам. директора по УВР
Понедельник Административные совещания; работа с норматив­ными документами; индивидуальные беседы с учите-ля ми
Вторник Административное дежурство; производственные совещания; посещения уроков; проверка режимных моментов
Среда Поездки в методический центр; беседы с воспитан­никами и их родителями
Четверг Посещение и анализ уроков; беседы с преподавате­лями методических объединений; собеседование с педагогами по их методическим темам
Пятница Проведение линеек, работа над повышением квали­фикации, день самообразования
Циклограмма ст. вожатой
Понедельник Работа с Ученическим советом школы; производст­венные совещания с воспитателями старших клас­сов; посещение открытых занятий; работа с практи­кантами
Вторник Работа с Ученическим советом школы; подготовка к общественным мероприятиям; проведение внеклас­сных мероприятий со старшеклассниками
Среда Методический день; чтение методической литера­туры; проверка планов занятий воспитателей старших классов; рабога над повышением квалификации
Четверг Работа с Ученическим советом школы; подготовка к общешкольным мероприятиям; проведение обще­школьных мероприятий; работа с трудными детьми
Пятница Проведение линейки с подведением итогов рабочей недели; административные совещания; работа с Ученическим советом школы


Правилами внутреннего распорядка специального учреждения регламентируются и соблюдение специфических требований и ра­боты специального учреждения в зависимости от его вида (I—VIII): слухоречевой режим, двигательный режим, зрительный режим и т.д.; работа Психолого-медико-педагогического консилиума и ме­дико-санаторного блока. Утверждаются в соответствии с видом учреждения (I—VIII) и требования по технике безопасности и про­тивопожарной безопасности на уроках общеобразовательного цик­ла, внеклассных занятиях и уроках труда. В рамках Правил внут­реннего распорядка регламентируется также как циклограмма пре­бывания воспитанника в интернате, так и преемственность мер по его безопасности и профилактика детского травматизма (пере­дача воспитанника с момента пробуждения от младшего воспита­теля к воспитателю группы, затем учителю класса, потом снова к воспитателю группы и перед отходом ко сну — младшему воспи­тателю), т.е. ранжируются отношения «учитель—ученик», «уче­ник—воспитатель» и «учитель—родители» и т.д.

Кроме того, регламентируется поведение дежурных в чрезвы­чайных обстоятельствах, порядок оповещения администрации о бо­лезни учителя и осуществления замен уроков и занятий, время проведения совещаний, педагогических советов. Согласовывается Положение о премировании сотрудников учреждения и утвержда­ется Положение об аттестации на вторую квалификационную ка­тегорию. К. числу нормативных документов относятся также раз­личные памятки и положения, разрабатываемые администрацией и утверждаемые педсоветом с учетом положений Правил внутрен­него распорядка: Положения о дежурном администраторе, о комис­сии по питанию, о дежурном учителе (воспитателе), требования к методическому обеспечению кабинетов, школьной аттестационной комиссии, функциональные обязанности сотрудников учреждения.

Для осуществления процесса управления школой в практике хо­рошо зарекомендовала следующая схема сбора оперативной инфор­мации по школе-интернату, позволяющая получить наиболее пол­ные сведения для анализа и последующего мониторинга (табл. 3).

Наряду с Уставом и Образовательной программой специаль­ная школа (школа-интернат), как и школа общего назначения, имеет собственный пакет нормативной документации, регламен­тирующий специфику ее деятельности (табл. 4).

Для организации успешного управления школой — обеспече­ния своевременного и качественного выполнения всеми участни­ками образовательного процесса намеченной программы создает­ся следующая иерархия планов.

• План развития школы, определяющий программу деятель­
ности учреждения на 2—3 года.

• План работы школы на конкретный учебный год, на основе
которого разрабатываются:


Таблица 3 Сбор информации по учреждению образования

Содержание Источники Кто собирает Анализ и исполнение
]   5  
Ежедневная
Наличие Различные Дежурный Зам. директора но УВР
учителей н   учитель  
школе      
Посещае- Журнал по- Дежурный Зам. директора по УВР
мость обуча- сешасмости учитель  
ющихся по по школе    
классам      
Посещение Журналпо- Старший Зам. директора по ВР
гпд сещения ГПД воспитатель  
Питание в Книга пита- Диетсестра Дежурный администратор
столовой ния до- 15.00  
  Журналвы- Полдник,  
  дачи пищи ужин — ст.  
  Журнал пе- воспитатель  
  рераспреде-    
  ления пор-    
  ции    
Дисциплина Журнал де- Дежурный Дежурный администратор;
  журного учи- учитель; ст. ст. воспитатель
  теля воспитатель  
Дети группы Журнал де- Дежурный по Зам. директора по ВР,
риска журного по режиму; соц. педагог; психолог
  режиму ст. воспита-  
    тель  
Санитарное Журнал стар- Ст. воспита- Врач школы; зам. директо-
состояние шего воспи- тель ра по АХЧ
школы тателя    
НОТ рабоче- Журнал де- Дежурный Директор
го времени журного ад- администра-  
специалис- министрато- тор, секре-  
тов, служа- ра, учет сек- тарь учебной  
щих ретаря учеб- части  
  ной части    
Состояние Журнал в Медперсонал Врач
здоровья обу- медблоке    
чающихся      

Продолжение таблицы


Окончание таблицы



1      
Еженедельная
Выполнение Планы рабо- Администра- Директор На совещании
планов рабо- ты админист- ция   при директоре
ты: рации из пла-      
зам.дирек- на месяца,      
тора по УВР; план внутрен-      
зам. дирек- него контроля      
тора по ВР;        
ст. воспита-        
тель;        
зам. дирек-        
тора по АХЧ        
Выполнение План ы Специалисты Директор На админист-
плана работы работы     ративном со-
специалис- специалистов     вешании
тов: психо-        
лог, соц. пе-        
дагог, учите-        
ля-дефекто-        
логи, ст. во-        
жатый        
План работы План работы Зав. библио- Зам. дирек-  
библиотеки зав. библио- текой тора по  
  текой   УВР  
Работа с деть- Кл. руково- Зам.дирек- Директор  
ми группы дитель, тора по ВР    
риска воспитатели      
Питание Журнал в Диетсестра Директор, ст  
  столовой   воспитатель  
О работе Школьная Зам. дирек- Директор  
обслуживаю- документа- тора по АХЧ    
щего персо- ция, собесе-      
нала дование,      
  журнал учета      
Внеклассные План кл. ру- Кл. руково- Директор На совещании
и внешколь- ководителя, дитель   при директоре
ные меро- планшколы Зам.дирек-    
приятия намесяц тора по ВР    
Лечебно-оз- План Медперсо- Директор  
доровит.   нал    

         
Состояние Школьная Кл. руково- Зам.дирек- На заседа-
дневников у документа- дитель, учи- тора по УВР нии штаба
слабых обуча- ция, рейды теля-предмет-   самоуправле-
ющихся груп- учкома ники, зам.   ния
пы риска   директора   На совеща-
        нии при за-
        вуче

план организационно-педагогических мероприятий;

план внутришкольного руководства и контроля;

план работы со школьной документацией;

план работы методических объединений;

календарные, тематические, поурочные планы педагогов.

При разработке каждого из перечисленных выше планов учи­тываются результаты работы за предыдущие годы и общие задачи на будущий учебный год. В каждом плане излагаются стратегия (идеи, концепция, цели, задачи) и тактика (пути, траектории, технологии, виды, формы, методы) работы по развитию школы, ее подразделений (службы, класса, группы), пути закрепления достигнутых результатов. Планы должны отличать динамичность, конкретность, точное определение сроков, ответственных за ис­полнение. Во всех планах необходимо предусмотреть последова­тельное устранение выявленных ранее недостатков.

Привести учебно-воспитательный процесс к новому качествен­ному состоянию, вооружить школьников глубокими прочными знаниями, добиться возрастания качества обученности и воспи­танности представляется возможным через систему планирова­ния педагога.

В календарных планах педагогов определяются сроки изучения нового и повторение учебного материала, предусмотренного про­граммой, проведение практических, контрольных работ, экскур­сий и т.д.

Тематические планы педагогов, как показывает само их назва­ние, составляются по основным темам образовательной програм­мы. Они дают возможность установить место каждого урока (тре­нировочный, повторение, контроль за знаниями, умениями, на­выками, объяснение нового и др.) в общей системе учебных и внеклассных занятий по предмету. Кроме поурочной разбивки материала, в них дается перечень практических работ, экскурсий, контрольных работ, кино- и телеуроков, предусматривается ис­пользование иллюстративных материалов, видеофрагментов, мо-гуг быть намечены проблемные ситуации, используемые в ходе



Таблица 4 Примерная номенклатура дел специальных (коррекционных) школ'

Индекс Заголовок дела Срок хранения Примечание
дела   документов  
       
01. Канцелярия
01-01 Устав учреждения Постоянно,  
    ст. 37  
01-02 Образовательная Постоянно,  
  программа ст. 557  
  Паспорт учреждения    
01-03 Типовое положение об 3 года после замены  
  общеобразовательном новым,  
  учреждении для детей- ст. 36  
  сирот и детей, остав-    
  шихся без попечения    
  родителей    
01-04 Должностные инструк- До минования на-  
  ции работников учреж- добности  
  дения    
01-05 Типовое положение об 3 года после замены  
  обще образ овате льном новым,  
  учреждении ст. 36  
01-06 Приказы органов уп- До минования на-  
  равления образованием добности  
  о работе учреждения    
  (копии)    
01-07 Приказы директора уч- Постоянно,  
  реждения по основной ст. 19а  
  деятельности    
  (подлинники)    
01-08 Решения и распоряже- До минования на-  
  ния местных органов добности,  
  государственной власти ст. 5 а  
  о работе учреждений    
01-09 Решение учредителя Постоянно,  
  (учредителей) о зак- ст. 18а  
  реплении земли, зда-    
  ний, сооружений, иму-    
  щества и др.    

Методическое письмо Минобразования РФ № 14-64-6 от 16.02.95.


Продолжение таблицы

       
01-10 Протоколы заседания Постоянно,  
  Совета учреждения ст. 18а  
01-11 Протоколы заседаний Постоянно, Если в уч-
  Попечительского ст. 18а реждении
  совета и документы к   он создан
  ним    
01-12 Штатное расписание 10 лет,  
  учебного заведения ст. 52  
  (копия)    
01-13 Акт на землевладение, На госхранение не  
  землепользование передается.  
    Хранится в организа-  
    ции,  
    ст. 10996а  
01-14 Акты проверки готов- 3 года,  
  ности учреждения к ст. 614  
  началу учебного года    
01-15 Письменное уведом- Постоянно  
  ление о регистрации    
  учреждения    
01-16 Свидетельство о госу- Постоянно  
  дарственной аккреди-    
  тации учреждения    
01-17 Акты передачи денеж- Постоянно  
  ных средств имущества    
  и других объектов соб-    
  ственности, передава-    
  емых в форме дара, по-    
  жертвования или заве-    
  щаний    
01-18 Акты инвентаризации 3 года, При условии
  оборудования и матери- ст. 323 завершения
  ал ьн ых це н н осте й   ревизии
01-19 Прием но-сдаточные Постоянно,  
  акты, составленные ст. 61а  
  при смене руководства    
  и приложения к ним    
01-20 Договор с учредителем Постоянно  
  о функционировании    
  учреждения    

Продолжение таблицы


Продолжение таблицы



 
 


       
01-21 Документы (акты, справ­ки, журнал инспекторе -кихпроверокидр.) про­верок вышестоящими организациями    
01-22 Лицензия (заключение экспертной комиссии) на учеб но-вое питатель­ную деятельность    
01-23 Переписка с органами управления образовани­ем и другими учрежде­ниями и организациями о функционировании учреждения 3 года, ст. 558  
01-24 Переписка с органами образования по админист­ративно-хозяйственным вопросам 3 года, ст. 335  
01-25 Письма, жалобы и за­явления граждан и до­кументы по их рассмот­рению 5 лет, ст. 316  
01-26 Журналы регистрации входящей корреспон­денции 3 года, ст. 106  
01-27 Журнал учета инструк­ций по технике безопас­ности 10 лет, ст. 435  
01-28 Журнал приема-сдач и дежурств по учрежде­нию 1 год, ст. 1218  
01-29 Акты и сведения о ме­роприятиях по общей противопожарной охране Згода  
01-30 Журнал учета выдачи билетов 15 лет  
01-31 Номенклатура дел учебного заведения (согласованная) До замены новым, ст. 95  

       
01-32 Дело архивного фонда (списки надела, пас­порт, историческая справка, акты) Хранится в организа­ции, ст. 95  
02. Вопросы учебно-воспитательной работы
02-01 Протоколы заседаний конференций учебного заведения Постоянно, ст. 17а  
02-02 Протоколы заседаний педагогического совета Постоянно, ст. 18а  
02-03 Протоколы заседаний Гос. экзаменационных комиссий 75 лет, ст. 592  
02-04 План работы учебного заведения на учебный год Постоянно, ст. 568а  
02-05 Отчет учебного заведения об учебно-воспитательной работе Постоянно, ст. 576  
02-06 Статистические отчеты о работе учреждения (указатьформы отчетов) Постоянно, ст. 2936  
02-07 Документы об участии воспитанников в об­щественно полезном, производительном труде (планы, отчеты, справ­ки и др.) 5 лет  
02-08 Журнал учета замеще­ний учителей и воспи­тателей Згода  
02-09 Единое расписание учебно-воспитательной работы в учреждении 1 год, ст. 602  
02-10 Классные журналы 5 лет, ст. 605  
02-11 Журналы факультатив­ных занятий 5 лет, 1 год, ст. 861  





"-.- I ШЕ".;■ ■■■"" ■.:-'-"- -,- ■ -- " L- - " - ■..........................................;..'


-- v


Продолжение таблицы


Продолжение таблицы



           
   
 
   
 
 


       
02-12 Журналыучета кружко- 1 год,  
  вой работы ст. 861  
02-13 Экзаменационные ра- 1 год,  
  боты воспитанников ст. 565а  
02-14 Книги учета бланков 75 лет.  
  документов об образо- ст. 528а  
  вании, золотых и сереб-    
  ряных медалей    
02-15 Справки выпускникам Постоянно  
  об их обучении в других    
  заведениях, трудоуст-    
  ройство    
03. Кадры
03-01 Приказы директора 75 лет,  
  учебного заведения по ст. 106  
  личному составу работ-    
  ников (прием, увольне-    
  ние, перемещение)    
03-02 Приказы директора об 3 года,  
  отпусках, командиров- ст. 10в  
  ках, поощрениях, на-    
  ложении взыскании и др.    
03-03 Основания к приказам 3 года,  
  по личному составу ст. 492  
  работников и докумен-    
  ты к ним(заявления,    
  справки и др.)    
03-04 Приказы директора по 75 лет,  
  личному составу воспи- ст. 196  
  танников    
03-05 Личные дела сотрудни- 75 лет.  
  ков учебного заведения ст. 49 8в  
03-06 Личные карточки рабо- 75 лет.  
  чих и служащих ст. 504  
  (ф. Т-2)    
03-07 Личные дела воспитан- 75 лет, Згода, После окон-
  ников учебного заведе- ст. 4956 чания или
  ния   выбытия
03-08 Алфавитная книга дви- 75 лет,  
  жения воспитанников ст. 508  
  учебного заведения    

       
03-09 Лицевые счета сотруд­ников 75 лет  
оз-ю Журнал учета воспи­танников 75 лет, ст. 507  
03-11 Журнал учета личного состава учебного заве­дения 75 лет, ст. 514а  
03-12 Журнал регистрации выдачи свидетельств об общем образовании 75летЭПК, ст. 528а  
03-13 Трудовые книжки, под­линные личные доку­менты До востребования, не менее 50 лет, ст. 524  
03-14 Документы по аттеста­ции педагогических работников (протоко­лы, планы, характе­ристики) 5 лет, ст. 635  
04. Медицинская отчетность и учет
04-01 Статистический отчет по формеф-095/о До минования надобности  
04-02 Температурный лист (ф-004/у) 1 год  
04-03 Вкладной лист для под­ростка к медицинской карте (ф-25/ю) Постоянно  
04-04 Медицинская карта ре­бенка (ф-26/у) 75 лет  
04-05 Направление на кон­сультацию и во вспо­могательные кабинеты (ф-028/у) До минования надобности  
04-06 Журнал процедур (ф-029/у) До минования надобности  
04-07 Карта диспансеризации (ф-030/у) 75 лет  


Окончание таблицы

       
04-08 Журнал учета санитар-но-просветительной ра­боты (ф-038/у) 3 года  
04-09 Экстренное извещение об инфекционном забо­левании, пищевом ост­ром отравлении, не­обычной реакции на прививку (ф-058/у) До минования на­добности  
04-10 Журнал учета инфек­ционных заболеваний (ф-060/у) До минования на­добности  
04-11 Карта профилактичес­ких прививок (ф-063/у) 75 лет  
04-12 Журнал профилакти­ческих прививок (Ф-064/у) До минования на­добности  
04-13 Журнал регистрации амбулаторных больных (ф-074/у) 5 лет  

Примечание: в графе «Срок хранения документов» сделана ссылка на статьи по «Перечню типовых документальных материалов, образующихся в деятельно­сти министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий», с указанием сроков хранения материалов.

изучения темы, определяются воспитательные возможности под­лежащего изучению программного материала.

На основании тематического плана составляется план на каждый урок (занятие), который яатяется рабочим документом педагога.

В поурочных планах предусматривается осуществление взаимосвя­занных задач: обучения, воспитания, коррекции (развития) на кон­кретном уроке, меж предметные связи, содержание, формы и мето­ды проведения уроков (занятий), виды учебной работы школьни­ков, материал и задания для упражнений, организация повторения или проверки знаний, домашнее задание, использование иллюстра­тивного материала, видеофрагментов, виды помощи в соответствии с уровневой дифференциацией по каждому из учеников класса, ис-


пользование технических средств обучения и другие дидактические материалы. При составлении плана вычленяются главные задачи уро­ка, основное содержание, соответствующие технологии обучения, а также на всех этапах учебной деятельности решаются следующие основные задачи учебно-воспитательного процесса.

Образовательные задачи включают вооружение обучающихся оп­ределенным объемом знаний, умений и навыков, установленным программой обучения.

Воспитательные задачи предполагают формирование у школь­ников ценностных ориентации (нравственных, правовых, эстети­ческих и этических взглядов и убеждений), воспитание готовнос­ти к обучению, выявление и развитие возможностей самовоспи­тания обучающихся.

Развивающие задачи характеризуются формированием творчес­кой активности и самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций обучающихся.

Коррекционные задачи предусматривают учет индивидуальных психофизических особенностей воспитанников и осуществление дифференцированного подхода при построении процесса овладе­ния знаниями, умениями, навыками обучающихся с отклонени­ями в развитии, необходимого для обеспечения, качественное ус­воение учебного материала.

При подборе оптимальных методов, видов и форм учебной деятельности для каждого этапа урока педагог делает акцент на развивающие приемы обучения, развитие навыков самообразова­ния (планирование своей учебной работы, умение пользоваться учебными и дидактическими пособиями, справочной литерату­рой и др.). В этой связи важен, конечно, сам процесс обдумыва­ния, выбора и обоснования учителем целей, целеполагания, тех­нологий и способов их реализации на уроке (занятии).

При планировании работы педагогу приходится учитывать, что каждый из разделов программы призван решать комплекс задач, требующих последовательности, взаимосвязи. При планировании работы нужно исходить из того, что формирование, например, речевых навыков в специальных (коррекционных) образователь­ных учреждениях — это процесс, в ходе которого выделяются раз­ные этапы: понимание речевого материала и активное пользова­ние им, способность выполнить ту или иную речевую операцию с тем или иным видом помощи или самостоятельно, в условиях наглядной ситуации или в отвлечении от нее и т.д. Работа по раз­витию речи в ее коммуникативной направленности продолжается учителем-дефектологом и воспитателем на соответствующих за­нятиях в соответствии с задачами индивидуальных коррекцион­ных и внеклассных занятиях, что должно быть отражено в соот­ветствующих планах.


ГЛАВА 4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: