Работа образовательного учреждения строится по Правилам внутреннего распорядка, принятым и утвержденным педагогическим советом школы — высшим органом самоуправления. Специфика же учреждения отражается в Уставе и Образовательной программе, в которых описываются специфика контингента обучающихся, воспитанников, их психофизические особенности, исходя из которых разрабатываются учебные программы, учебные планы.
Одним из документов, регламентирующих деятельность школы, являются Правила внутреннего распорядка, которые определяют циклограмму пребывания школьников в школе-интернате, время начала и продолжительность учебных занятий, организацию перемен, порядок соблюдения санитарных норм и ответственность педагогов за жизнь и здоровье обучающихся.
В школе вводится институт дежурного администратора (учителя, воспитателя), контролирующего жизнедеятельность воспитанников и соблюдение режима дня, циклограммы работы администрации. Познакомимся с некоторыми из них (табл. 2).
|
|
Таблица 2 Циклограмма работы администрации образовательных учреждений
Дни недели | Содержание деятельности |
Циклограмма директора школы | |
Понедельник | Обход интерната; административные совещания (методический совет); изучение состояния кабинетов ЗУА, ТСО, технического обеспечения; просмотр корреспонденции, работа с нормативной документацией |
Вторник | Производственные совещания; посещение и анализ уроков; индивидуальныебеседы с воспитанниками, их родителями |
Среда | Поездки по хозяйственным делам; осмотр территории, пищеблока, спального корпуса; проверка противопожарного инвентаря; обсуждение административно-хозяйственных вопросов; проверка режимных моментов |
Окончание таблицы
Четверг | Посещение уроков, воспитательских занятий |
Пятница | Методический день; работа над повышением квалификации; день самообразования; посещение семинара директоров; совещания ЮВОУ |
Суббота | Досмотр оздоровительного лагеря «Жаворонки* |
Цшоюграмлш зам. директора по УВР | |
Понедельник | Административные совещания; работа с нормативными документами; индивидуальные беседы с учите-ля ми |
Вторник | Административное дежурство; производственные совещания; посещения уроков; проверка режимных моментов |
Среда | Поездки в методический центр; беседы с воспитанниками и их родителями |
Четверг | Посещение и анализ уроков; беседы с преподавателями методических объединений; собеседование с педагогами по их методическим темам |
Пятница | Проведение линеек, работа над повышением квалификации, день самообразования |
Циклограмма ст. вожатой | |
Понедельник | Работа с Ученическим советом школы; производственные совещания с воспитателями старших классов; посещение открытых занятий; работа с практикантами |
Вторник | Работа с Ученическим советом школы; подготовка к общественным мероприятиям; проведение внеклассных мероприятий со старшеклассниками |
Среда | Методический день; чтение методической литературы; проверка планов занятий воспитателей старших классов; рабога над повышением квалификации |
Четверг | Работа с Ученическим советом школы; подготовка к общешкольным мероприятиям; проведение общешкольных мероприятий; работа с трудными детьми |
Пятница | Проведение линейки с подведением итогов рабочей недели; административные совещания; работа с Ученическим советом школы |
|
|
Правилами внутреннего распорядка специального учреждения регламентируются и соблюдение специфических требований и работы специального учреждения в зависимости от его вида (I—VIII): слухоречевой режим, двигательный режим, зрительный режим и т.д.; работа Психолого-медико-педагогического консилиума и медико-санаторного блока. Утверждаются в соответствии с видом учреждения (I—VIII) и требования по технике безопасности и противопожарной безопасности на уроках общеобразовательного цикла, внеклассных занятиях и уроках труда. В рамках Правил внутреннего распорядка регламентируется также как циклограмма пребывания воспитанника в интернате, так и преемственность мер по его безопасности и профилактика детского травматизма (передача воспитанника с момента пробуждения от младшего воспитателя к воспитателю группы, затем учителю класса, потом снова к воспитателю группы и перед отходом ко сну — младшему воспитателю), т.е. ранжируются отношения «учитель—ученик», «ученик—воспитатель» и «учитель—родители» и т.д.
Кроме того, регламентируется поведение дежурных в чрезвычайных обстоятельствах, порядок оповещения администрации о болезни учителя и осуществления замен уроков и занятий, время проведения совещаний, педагогических советов. Согласовывается Положение о премировании сотрудников учреждения и утверждается Положение об аттестации на вторую квалификационную категорию. К. числу нормативных документов относятся также различные памятки и положения, разрабатываемые администрацией и утверждаемые педсоветом с учетом положений Правил внутреннего распорядка: Положения о дежурном администраторе, о комиссии по питанию, о дежурном учителе (воспитателе), требования к методическому обеспечению кабинетов, школьной аттестационной комиссии, функциональные обязанности сотрудников учреждения.
Для осуществления процесса управления школой в практике хорошо зарекомендовала следующая схема сбора оперативной информации по школе-интернату, позволяющая получить наиболее полные сведения для анализа и последующего мониторинга (табл. 3).
Наряду с Уставом и Образовательной программой специальная школа (школа-интернат), как и школа общего назначения, имеет собственный пакет нормативной документации, регламентирующий специфику ее деятельности (табл. 4).
Для организации успешного управления школой — обеспечения своевременного и качественного выполнения всеми участниками образовательного процесса намеченной программы создается следующая иерархия планов.
• План развития школы, определяющий программу деятель
ности учреждения на 2—3 года.
• План работы школы на конкретный учебный год, на основе
которого разрабатываются:
Таблица 3 Сбор информации по учреждению образования
Содержание | Источники | Кто собирает | Анализ и исполнение |
] | 5 | ||
Ежедневная | |||
Наличие | Различные | Дежурный | Зам. директора но УВР |
учителей н | учитель | ||
школе | |||
Посещае- | Журнал по- | Дежурный | Зам. директора по УВР |
мость обуча- | сешасмости | учитель | |
ющихся по | по школе | ||
классам | |||
Посещение | Журналпо- | Старший | Зам. директора по ВР |
гпд | сещения ГПД | воспитатель | |
Питание в | Книга пита- | Диетсестра | Дежурный администратор |
столовой | ния | до- 15.00 | |
Журналвы- | Полдник, | ||
дачи пищи | ужин — ст. | ||
Журнал пе- | воспитатель | ||
рераспреде- | |||
ления пор- | |||
ции | |||
Дисциплина | Журнал де- | Дежурный | Дежурный администратор; |
журного учи- | учитель; ст. | ст. воспитатель | |
теля | воспитатель | ||
Дети группы | Журнал де- | Дежурный по | Зам. директора по ВР, |
риска | журного по | режиму; | соц. педагог; психолог |
режиму | ст. воспита- | ||
тель | |||
Санитарное | Журнал стар- | Ст. воспита- | Врач школы; зам. директо- |
состояние | шего воспи- | тель | ра по АХЧ |
школы | тателя | ||
НОТ рабоче- | Журнал де- | Дежурный | Директор |
го времени | журного ад- | администра- | |
специалис- | министрато- | тор, секре- | |
тов, служа- | ра, учет сек- | тарь учебной | |
щих | ретаря учеб- | части | |
ной части | |||
Состояние | Журнал в | Медперсонал | Врач |
здоровья обу- | медблоке | ||
чающихся |
Продолжение таблицы
|
|
Окончание таблицы
1 | ||||
Еженедельная | ||||
Выполнение | Планы рабо- | Администра- | Директор | На совещании |
планов рабо- | ты админист- | ция | при директоре | |
ты: | рации из пла- | |||
зам.дирек- | на месяца, | |||
тора по УВР; | план внутрен- | |||
зам. дирек- | него контроля | |||
тора по ВР; | ||||
ст. воспита- | ||||
тель; | ||||
зам. дирек- | ||||
тора по АХЧ | ||||
Выполнение | План ы | Специалисты | Директор | На админист- |
плана работы | работы | ративном со- | ||
специалис- | специалистов | вешании | ||
тов: психо- | ||||
лог, соц. пе- | ||||
дагог, учите- | ||||
ля-дефекто- | ||||
логи, ст. во- | ||||
жатый | ||||
План работы | План работы | Зав. библио- | Зам. дирек- | |
библиотеки | зав. библио- | текой | тора по | |
текой | УВР | |||
Работа с деть- | Кл. руково- | Зам.дирек- | Директор | |
ми группы | дитель, | тора по ВР | ||
риска | воспитатели | |||
Питание | Журнал в | Диетсестра | Директор, ст | |
столовой | воспитатель | |||
О работе | Школьная | Зам. дирек- | Директор | |
обслуживаю- | документа- | тора по АХЧ | ||
щего персо- | ция, собесе- | |||
нала | дование, | |||
журнал учета | ||||
Внеклассные | План кл. ру- | Кл. руково- | Директор | На совещании |
и внешколь- | ководителя, | дитель | при директоре | |
ные меро- | планшколы | Зам.дирек- | ||
приятия | намесяц | тора по ВР | ||
Лечебно-оз- | План | Медперсо- | Директор | |
доровит. | нал |
Состояние | Школьная | Кл. руково- | Зам.дирек- | На заседа- |
дневников у | документа- | дитель, учи- | тора по УВР | нии штаба |
слабых обуча- | ция, рейды | теля-предмет- | самоуправле- | |
ющихся груп- | учкома | ники, зам. | ния | |
пы риска | директора | На совеща- | ||
нии при за- | ||||
вуче |
план организационно-педагогических мероприятий;
|
|
план внутришкольного руководства и контроля;
план работы со школьной документацией;
план работы методических объединений;
календарные, тематические, поурочные планы педагогов.
При разработке каждого из перечисленных выше планов учитываются результаты работы за предыдущие годы и общие задачи на будущий учебный год. В каждом плане излагаются стратегия (идеи, концепция, цели, задачи) и тактика (пути, траектории, технологии, виды, формы, методы) работы по развитию школы, ее подразделений (службы, класса, группы), пути закрепления достигнутых результатов. Планы должны отличать динамичность, конкретность, точное определение сроков, ответственных за исполнение. Во всех планах необходимо предусмотреть последовательное устранение выявленных ранее недостатков.
Привести учебно-воспитательный процесс к новому качественному состоянию, вооружить школьников глубокими прочными знаниями, добиться возрастания качества обученности и воспитанности представляется возможным через систему планирования педагога.
В календарных планах педагогов определяются сроки изучения нового и повторение учебного материала, предусмотренного программой, проведение практических, контрольных работ, экскурсий и т.д.
Тематические планы педагогов, как показывает само их название, составляются по основным темам образовательной программы. Они дают возможность установить место каждого урока (тренировочный, повторение, контроль за знаниями, умениями, навыками, объяснение нового и др.) в общей системе учебных и внеклассных занятий по предмету. Кроме поурочной разбивки материала, в них дается перечень практических работ, экскурсий, контрольных работ, кино- и телеуроков, предусматривается использование иллюстративных материалов, видеофрагментов, мо-гуг быть намечены проблемные ситуации, используемые в ходе
Таблица 4 Примерная номенклатура дел специальных (коррекционных) школ'
Индекс | Заголовок дела | Срок хранения | Примечание |
дела | документов | ||
01. Канцелярия | |||
01-01 | Устав учреждения | Постоянно, | |
ст. 37 | |||
01-02 | Образовательная | Постоянно, | |
программа | ст. 557 | ||
Паспорт учреждения | |||
01-03 | Типовое положение об | 3 года после замены | |
общеобразовательном | новым, | ||
учреждении для детей- | ст. 36 | ||
сирот и детей, остав- | |||
шихся без попечения | |||
родителей | |||
01-04 | Должностные инструк- | До минования на- | |
ции работников учреж- | добности | ||
дения | |||
01-05 | Типовое положение об | 3 года после замены | |
обще образ овате льном | новым, | ||
учреждении | ст. 36 | ||
01-06 | Приказы органов уп- | До минования на- | |
равления образованием | добности | ||
о работе учреждения | |||
(копии) | |||
01-07 | Приказы директора уч- | Постоянно, | |
реждения по основной | ст. 19а | ||
деятельности | |||
(подлинники) | |||
01-08 | Решения и распоряже- | До минования на- | |
ния местных органов | добности, | ||
государственной власти | ст. 5 а | ||
о работе учреждений | |||
01-09 | Решение учредителя | Постоянно, | |
(учредителей) о зак- | ст. 18а | ||
реплении земли, зда- | |||
ний, сооружений, иму- | |||
щества и др. |
Методическое письмо Минобразования РФ № 14-64-6 от 16.02.95.
Продолжение таблицы
01-10 | Протоколы заседания | Постоянно, | |
Совета учреждения | ст. 18а | ||
01-11 | Протоколы заседаний | Постоянно, | Если в уч- |
Попечительского | ст. 18а | реждении | |
совета и документы к | он создан | ||
ним | |||
01-12 | Штатное расписание | 10 лет, | |
учебного заведения | ст. 52 | ||
(копия) | |||
01-13 | Акт на землевладение, | На госхранение не | |
землепользование | передается. | ||
Хранится в организа- | |||
ции, | |||
ст. 10996а | |||
01-14 | Акты проверки готов- | 3 года, | |
ности учреждения к | ст. 614 | ||
началу учебного года | |||
01-15 | Письменное уведом- | Постоянно | |
ление о регистрации | |||
учреждения | |||
01-16 | Свидетельство о госу- | Постоянно | |
дарственной аккреди- | |||
тации учреждения | |||
01-17 | Акты передачи денеж- | Постоянно | |
ных средств имущества | |||
и других объектов соб- | |||
ственности, передава- | |||
емых в форме дара, по- | |||
жертвования или заве- | |||
щаний | |||
01-18 | Акты инвентаризации | 3 года, | При условии |
оборудования и матери- | ст. 323 | завершения | |
ал ьн ых це н н осте й | ревизии | ||
01-19 | Прием но-сдаточные | Постоянно, | |
акты, составленные | ст. 61а | ||
при смене руководства | |||
и приложения к ним | |||
01-20 | Договор с учредителем | Постоянно | |
о функционировании | |||
учреждения |
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
01-21 | Документы (акты, справки, журнал инспекторе -кихпроверокидр.) проверок вышестоящими организациями | ||
01-22 | Лицензия (заключение экспертной комиссии) на учеб но-вое питательную деятельность | ||
01-23 | Переписка с органами управления образованием и другими учреждениями и организациями о функционировании учреждения | 3 года, ст. 558 | |
01-24 | Переписка с органами образования по административно-хозяйственным вопросам | 3 года, ст. 335 | |
01-25 | Письма, жалобы и заявления граждан и документы по их рассмотрению | 5 лет, ст. 316 | |
01-26 | Журналы регистрации входящей корреспонденции | 3 года, ст. 106 | |
01-27 | Журнал учета инструкций по технике безопасности | 10 лет, ст. 435 | |
01-28 | Журнал приема-сдач и дежурств по учреждению | 1 год, ст. 1218 | |
01-29 | Акты и сведения о мероприятиях по общей противопожарной охране | Згода | |
01-30 | Журнал учета выдачи билетов | 15 лет | |
01-31 | Номенклатура дел учебного заведения (согласованная) | До замены новым, ст. 95 |
01-32 | Дело архивного фонда (списки надела, паспорт, историческая справка, акты) | Хранится в организации, ст. 95 | |
02. Вопросы учебно-воспитательной работы | |||
02-01 | Протоколы заседаний конференций учебного заведения | Постоянно, ст. 17а | |
02-02 | Протоколы заседаний педагогического совета | Постоянно, ст. 18а | |
02-03 | Протоколы заседаний Гос. экзаменационных комиссий | 75 лет, ст. 592 | |
02-04 | План работы учебного заведения на учебный год | Постоянно, ст. 568а | |
02-05 | Отчет учебного заведения об учебно-воспитательной работе | Постоянно, ст. 576 | |
02-06 | Статистические отчеты о работе учреждения (указатьформы отчетов) | Постоянно, ст. 2936 | |
02-07 | Документы об участии воспитанников в общественно полезном, производительном труде (планы, отчеты, справки и др.) | 5 лет | |
02-08 | Журнал учета замещений учителей и воспитателей | Згода | |
02-09 | Единое расписание учебно-воспитательной работы в учреждении | 1 год, ст. 602 | |
02-10 | Классные журналы | 5 лет, ст. 605 | |
02-11 | Журналы факультативных занятий | 5 лет, 1 год, ст. 861 |
"-.- I ШЕ".;■ ■■■"" ■.:-'-"- -,- ■ -- " L- - " - ■..........................................;..'
-- v
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
02-12 | Журналыучета кружко- | 1 год, | |
вой работы | ст. 861 | ||
02-13 | Экзаменационные ра- | 1 год, | |
боты воспитанников | ст. 565а | ||
02-14 | Книги учета бланков | 75 лет. | |
документов об образо- | ст. 528а | ||
вании, золотых и сереб- | |||
ряных медалей | |||
02-15 | Справки выпускникам | Постоянно | |
об их обучении в других | |||
заведениях, трудоуст- | |||
ройство | |||
03. Кадры | |||
03-01 | Приказы директора | 75 лет, | |
учебного заведения по | ст. 106 | ||
личному составу работ- | |||
ников (прием, увольне- | |||
ние, перемещение) | |||
03-02 | Приказы директора об | 3 года, | |
отпусках, командиров- | ст. 10в | ||
ках, поощрениях, на- | |||
ложении взыскании и др. | |||
03-03 | Основания к приказам | 3 года, | |
по личному составу | ст. 492 | ||
работников и докумен- | |||
ты к ним(заявления, | |||
справки и др.) | |||
03-04 | Приказы директора по | 75 лет, | |
личному составу воспи- | ст. 196 | ||
танников | |||
03-05 | Личные дела сотрудни- | 75 лет. | |
ков учебного заведения | ст. 49 8в | ||
03-06 | Личные карточки рабо- | 75 лет. | |
чих и служащих | ст. 504 | ||
(ф. Т-2) | |||
03-07 | Личные дела воспитан- | 75 лет, Згода, | После окон- |
ников учебного заведе- | ст. 4956 | чания или | |
ния | выбытия | ||
03-08 | Алфавитная книга дви- | 75 лет, | |
жения воспитанников | ст. 508 | ||
учебного заведения |
03-09 | Лицевые счета сотрудников | 75 лет | |
оз-ю | Журнал учета воспитанников | 75 лет, ст. 507 | |
03-11 | Журнал учета личного состава учебного заведения | 75 лет, ст. 514а | |
03-12 | Журнал регистрации выдачи свидетельств об общем образовании | 75летЭПК, ст. 528а | |
03-13 | Трудовые книжки, подлинные личные документы | До востребования, не менее 50 лет, ст. 524 | |
03-14 | Документы по аттестации педагогических работников (протоколы, планы, характеристики) | 5 лет, ст. 635 | |
04. Медицинская отчетность и учет | |||
04-01 | Статистический отчет по формеф-095/о | До минования надобности | |
04-02 | Температурный лист (ф-004/у) | 1 год | |
04-03 | Вкладной лист для подростка к медицинской карте (ф-25/ю) | Постоянно | |
04-04 | Медицинская карта ребенка (ф-26/у) | 75 лет | |
04-05 | Направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты (ф-028/у) | До минования надобности | |
04-06 | Журнал процедур (ф-029/у) | До минования надобности | |
04-07 | Карта диспансеризации (ф-030/у) | 75 лет |
Окончание таблицы
04-08 | Журнал учета санитар-но-просветительной работы (ф-038/у) | 3 года | |
04-09 | Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом остром отравлении, необычной реакции на прививку (ф-058/у) | До минования надобности | |
04-10 | Журнал учета инфекционных заболеваний (ф-060/у) | До минования надобности | |
04-11 | Карта профилактических прививок (ф-063/у) | 75 лет | |
04-12 | Журнал профилактических прививок (Ф-064/у) | До минования надобности | |
04-13 | Журнал регистрации амбулаторных больных (ф-074/у) | 5 лет |
Примечание: в графе «Срок хранения документов» сделана ссылка на статьи по «Перечню типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий», с указанием сроков хранения материалов.
изучения темы, определяются воспитательные возможности подлежащего изучению программного материала.
На основании тематического плана составляется план на каждый урок (занятие), который яатяется рабочим документом педагога.
В поурочных планах предусматривается осуществление взаимосвязанных задач: обучения, воспитания, коррекции (развития) на конкретном уроке, меж предметные связи, содержание, формы и методы проведения уроков (занятий), виды учебной работы школьников, материал и задания для упражнений, организация повторения или проверки знаний, домашнее задание, использование иллюстративного материала, видеофрагментов, виды помощи в соответствии с уровневой дифференциацией по каждому из учеников класса, ис-
пользование технических средств обучения и другие дидактические материалы. При составлении плана вычленяются главные задачи урока, основное содержание, соответствующие технологии обучения, а также на всех этапах учебной деятельности решаются следующие основные задачи учебно-воспитательного процесса.
Образовательные задачи включают вооружение обучающихся определенным объемом знаний, умений и навыков, установленным программой обучения.
Воспитательные задачи предполагают формирование у школьников ценностных ориентации (нравственных, правовых, эстетических и этических взглядов и убеждений), воспитание готовности к обучению, выявление и развитие возможностей самовоспитания обучающихся.
Развивающие задачи характеризуются формированием творческой активности и самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций обучающихся.
Коррекционные задачи предусматривают учет индивидуальных психофизических особенностей воспитанников и осуществление дифференцированного подхода при построении процесса овладения знаниями, умениями, навыками обучающихся с отклонениями в развитии, необходимого для обеспечения, качественное усвоение учебного материала.
При подборе оптимальных методов, видов и форм учебной деятельности для каждого этапа урока педагог делает акцент на развивающие приемы обучения, развитие навыков самообразования (планирование своей учебной работы, умение пользоваться учебными и дидактическими пособиями, справочной литературой и др.). В этой связи важен, конечно, сам процесс обдумывания, выбора и обоснования учителем целей, целеполагания, технологий и способов их реализации на уроке (занятии).
При планировании работы педагогу приходится учитывать, что каждый из разделов программы призван решать комплекс задач, требующих последовательности, взаимосвязи. При планировании работы нужно исходить из того, что формирование, например, речевых навыков в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях — это процесс, в ходе которого выделяются разные этапы: понимание речевого материала и активное пользование им, способность выполнить ту или иную речевую операцию с тем или иным видом помощи или самостоятельно, в условиях наглядной ситуации или в отвлечении от нее и т.д. Работа по развитию речи в ее коммуникативной направленности продолжается учителем-дефектологом и воспитателем на соответствующих занятиях в соответствии с задачами индивидуальных коррекционных и внеклассных занятиях, что должно быть отражено в соответствующих планах.
ГЛАВА 4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ