Образования

Основной задачей, стоящей сегодня перед высшей педаго­гической школой, является задача насыщения системы специ­ального образования профессионально подготовленными кадра­ми специальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного уровня в системе специального образования с 10% до 90-95%, как это имеет место во всех цивилизованных странах.

Подготовка педагогов и психологов для современной системы специального образования предполагает обновление целей, содер­жания, форм и методов профессиональной подготовки. Новые по­требности системы специального образования обусловлены сле­дующими процессами, протекающими в современном обществе и влияющими на кадровый заказ:

— развитие и нарастание интеграционных процессов (обуче­
ние лиц с особыми образовательными потребностями совместно
с обычными обучающимися);

— включение в образовательную среду новых категорий лиц с
ограниченными возможностями, для которых нет пока адекватно
подготовленных специалистов-дефектологов (например, для ра­
боты с детьми с синдромом Дауна, с множественными и тяжелы­
ми нарушениями развития);

— налаживание системы раннего выявления, ранней диагнос­
тики и ранней коррекционно-педагогической помощи младенцам
с отклонениями в развитии, а также социально-педагогической и
психологической помощи семьям, имеющим таких детей;


— повышение внимания массовой общеобразовательной шко­
лы к тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении и
адаптировании к школьным условиям жизни;

— постепенная смена приоритетов в организации коррекцион-
но-образовательной деятельности: уже не всегда ребенок обяза­
тельно идет в учреждение, к педагогу, психологу — в детский сад,
школу, но все чаше педагог сам идет к ребенку— домой, в кли­
нику, где ребенок лечится, в приют;

— нарастание тенденций деинституциализации — возвращения
детей с отклонениями в развитии из закрытых учреждений интер­
натного типа в семьи; стремления семьи воспитывать ребенка с
отклонением в развитии дома, не отдавая его в специнтернат;
оказания детям и родителям помощи в семье;

— растущая активность общественных организаций родителей,
имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятель­
ности, инициирующих новые организационные и содержатель­
ные модели специального образования, требующие адекватных
этим моделям профессионалов — специальных педагогов и спе­
циальных психологов;

— повышение социальной активности молодежи с ограничен­
ной трудоспособностью, стремящейся к социальной реабилита­
ции средствами профессионального образования.

Эти и другие тенденции в современной системе специального образования в ближайшее время будут заставлять систему подготов­ки и повышения квалификации кадров дефектологов и педагогов массовой системы образования корректировать цели и содержание образования специалистов для работы с лицами, имеющими осо­бые образовательные потребности, а новые образовательные техно­логии, осваиваемые сегодня отечественной высшей школой, станут также достоянием системы подготовки дефектологических кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: