Основной задачей, стоящей сегодня перед высшей педагогической школой, является задача насыщения системы специального образования профессионально подготовленными кадрами специальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного уровня в системе специального образования с 10% до 90-95%, как это имеет место во всех цивилизованных странах.
Подготовка педагогов и психологов для современной системы специального образования предполагает обновление целей, содержания, форм и методов профессиональной подготовки. Новые потребности системы специального образования обусловлены следующими процессами, протекающими в современном обществе и влияющими на кадровый заказ:
— развитие и нарастание интеграционных процессов (обуче
ние лиц с особыми образовательными потребностями совместно
с обычными обучающимися);
— включение в образовательную среду новых категорий лиц с
ограниченными возможностями, для которых нет пока адекватно
подготовленных специалистов-дефектологов (например, для ра
боты с детьми с синдромом Дауна, с множественными и тяжелы
ми нарушениями развития);
— налаживание системы раннего выявления, ранней диагнос
тики и ранней коррекционно-педагогической помощи младенцам
с отклонениями в развитии, а также социально-педагогической и
психологической помощи семьям, имеющим таких детей;
— повышение внимания массовой общеобразовательной шко
лы к тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении и
адаптировании к школьным условиям жизни;
— постепенная смена приоритетов в организации коррекцион-
но-образовательной деятельности: уже не всегда ребенок обяза
тельно идет в учреждение, к педагогу, психологу — в детский сад,
школу, но все чаше педагог сам идет к ребенку— домой, в кли
нику, где ребенок лечится, в приют;
— нарастание тенденций деинституциализации — возвращения
детей с отклонениями в развитии из закрытых учреждений интер
натного типа в семьи; стремления семьи воспитывать ребенка с
отклонением в развитии дома, не отдавая его в специнтернат;
оказания детям и родителям помощи в семье;
— растущая активность общественных организаций родителей,
имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятель
ности, инициирующих новые организационные и содержатель
ные модели специального образования, требующие адекватных
этим моделям профессионалов — специальных педагогов и спе
циальных психологов;
— повышение социальной активности молодежи с ограничен
ной трудоспособностью, стремящейся к социальной реабилита
ции средствами профессионального образования.
Эти и другие тенденции в современной системе специального образования в ближайшее время будут заставлять систему подготовки и повышения квалификации кадров дефектологов и педагогов массовой системы образования корректировать цели и содержание образования специалистов для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности, а новые образовательные технологии, осваиваемые сегодня отечественной высшей школой, станут также достоянием системы подготовки дефектологических кадров.