Аттестация руководящего персонала предусматривает оценку следующих функций процесса управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно это и составляет основное содержание деятельности руководителя.
Указанные базовые управленческие функции реализуются на административном, финансово-экономическом, социально-психологическом и личностно ориентированном уровнях.
Экспертизу управленческой деятельности руководящего пер-соната специального (коррекционного) образовательного учреждения целесообразно осуществлять по следующим параметрам.
1. Стратегическое и тактическое планирование коррекционно-об-
разовательного процесса:
—ориентация в коррекпионно-образовательной ситуации;
—организация взаимодействия администрации, педагогов,
обучающихся;
—организация инновационной коррекционно-педагогической
деятельности;
—организация процесса роста кадрового потенциала специ
ального (коррекционного) образовательного учреждения.
2. Организация коррекционно -образовательного процесса:
—качество учебной, воспитательной и коррекционно-разви-
вающей работы;
—уровень общеобразовательной подготовки и социальной адап
тации, подготовленности к самостоятельной жизни выпускников;
—рациональность и эффективность хозяйственной деятельно
сти учреждения;
— состояние материально-технической базы, оснащенности
коррекционно-образовательного процесса специальными техни
ческими средствами, приспособлениями;
— соответствие специальной образовательной среды в специ
альном (коррекционном) образовательном учреждении установ
ленным стандартом нормативам.
3. Мотивация членов педагогического коллектива:
— состояние психологического климата;
— стимулирование профессионального роста и повышения
квалификации;
— мотивирование профессионально-педагогической инициа
тивы, исполнительской и трудовой дисциплины.
4. Контроль коррекционно-образователыюго процесса:
— санитарно-гигиенические условия, охранительный режим и
состояние техники безопасности;
— правовое и информационное обеспечение профессиональ
ной деятельности персонала;
— своевременность контроля, опенки и коррекции образова
тельной и коррекционной деятельности;
— обеспечение социально-правовой защищенности обучающих
ся, воспитанников;
— достижение требований стандартов специального образова
ния.
Важнейшим условием эффективного руководства специальным (коррекдионным) образовательным учреждением или его подразделениями является наличие специального (дефектологического) образования у руководителей.
Аттестация руководящего и педагогического персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений должна проводиться с ориентацией на человека: доброжелательное отношение к аттестуемым, проявление заинтересованности в специалисте независимо от уровня его квалификации, установка на профессиональный рост специалиста.
Для реализации этих положений предлагается:
— ознакомление аттестуемого со всеми материалами методики
аттестации;
— ознакомление аттестуемого с назначенными экспертами (в
случае несогласия с той или иной кандидатурой он имеет право
дать ей отвод);
— предоставление аттестуемому самому выбирать и предлагать
для посещения уроки (занятия) — не менее трех (и самый удач
ный, по его мнению, считается зачетным);
— выбор формы экзамена из предлагаемых аттестационной
комиссией оставлять за аттестуемым;
— при проведении аттестации обязательно учитывать индиви
дуальные особенности аттестуемых.
ГЛАВА 5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ