Пути формирования грамматического строя речи

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ

Правильное письмо и осознанное освоение правил правописания тесно связаны с развитием устной речи, с возможностями практиче­ского обобщения звукового и морфологического состава слова.

Кроме пробелов в развитии речи, которые должны быть по воз­можности восполнены к моменту прохождения определенной темы, чреваты серьезными последствиями и недочеты в усвоении знаний пройденного материала некоторыми учащимися. С целью своевре­менного выявления и устранения этих недочетов целесообразно проводить различные виды проверочных работ, в том числе диктан­ты. Анализ ошибок позволит учителю наметить и осуществить инди­видуальный подход, направленный на ликвидацию этих ошибок.

В качестве одного из приемов индивидуального подхода к уча­щимся можно рекомендовать использование дифференцированных карточек, позволяющих усилить работу со слабыми учащимися.

Особое внимание в работе с детьми, имеющими недоразвитие речи, обращается на осознание учащимися смыслового значения


(•лов, входящих в упражнение. Поэтому при сообщении первоначаль­ных грамматических сведений необходима наглядность материала: клртинки, изображающие предметы, признаки и действия предме­тов, таблицы, рисунки учителя, записи на доске и т. д. Их применение должно полностью соответствовать целям и задачам определенного урока и помогать формированию изучаемого грамматического поня­тия или усвоению правила правописания.

Формирование понятий о морфеме осуществляется постепенно. Во II классе учащиеся получают первоначальные представления о родственных словах и, упражняясь, знакомятся с существенными признаками понятия «морфема». В III классе на более усложнен­ном, хотя и четко ограниченном материале полученные знания о составе слова углубляются и обобщаются в определении понятий, затем закрепляются в процессе упражнений. С III класса начинает­ся систематическое изучение грамматических понятий.

Центральным разделом программы III класса является «Состав слова», а в нем орфографическая тема «Правописание безударных гласных в корне слова».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: