НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ
Правильное письмо и осознанное освоение правил правописания тесно связаны с развитием устной речи, с возможностями практического обобщения звукового и морфологического состава слова.
Кроме пробелов в развитии речи, которые должны быть по возможности восполнены к моменту прохождения определенной темы, чреваты серьезными последствиями и недочеты в усвоении знаний пройденного материала некоторыми учащимися. С целью своевременного выявления и устранения этих недочетов целесообразно проводить различные виды проверочных работ, в том числе диктанты. Анализ ошибок позволит учителю наметить и осуществить индивидуальный подход, направленный на ликвидацию этих ошибок.
В качестве одного из приемов индивидуального подхода к учащимся можно рекомендовать использование дифференцированных карточек, позволяющих усилить работу со слабыми учащимися.
Особое внимание в работе с детьми, имеющими недоразвитие речи, обращается на осознание учащимися смыслового значения
|
|
(•лов, входящих в упражнение. Поэтому при сообщении первоначальных грамматических сведений необходима наглядность материала: клртинки, изображающие предметы, признаки и действия предметов, таблицы, рисунки учителя, записи на доске и т. д. Их применение должно полностью соответствовать целям и задачам определенного урока и помогать формированию изучаемого грамматического понятия или усвоению правила правописания.
Формирование понятий о морфеме осуществляется постепенно. Во II классе учащиеся получают первоначальные представления о родственных словах и, упражняясь, знакомятся с существенными признаками понятия «морфема». В III классе на более усложненном, хотя и четко ограниченном материале полученные знания о составе слова углубляются и обобщаются в определении понятий, затем закрепляются в процессе упражнений. С III класса начинается систематическое изучение грамматических понятий.
Центральным разделом программы III класса является «Состав слова», а в нем орфографическая тема «Правописание безударных гласных в корне слова».