Мужской род Женский род

карандаш мышь

ключ Дочь

плащ вещь

Сопоставляются оба столбика, выясняется, что имена существи­тельные женского рода, оканчивающиеся на шипящую, пишутся с мягкими знаком на конце. Существительные мужского рода не имеют на конце мягкого знака.

Умение соблюдать выявленную закономерность вырабатывается в процессе выполнения упражнений. Выполняя упражнения, учащие­ся должны выделить подчеркиванием мягкий знак на конце слова, определить род имени существительного, где надо, дать объяснение, почему данное существительное пишется с мягким знаком (без мяг­кого знака) на конце.

Усвоение понятия о числе имени существительного не представля­ет больших трудностей, так как есть возможность опереться на конкретное значение слова.

Учащиеся с общим недоразвитием речи, достаточно ориентируясь в определении числа имени существительного, допускают ошибки в образовании множественного числа. Подобные ошибки харак­терны и для нормально развивающихся сверстников, однако, глав­ным образом, в младшем школьном возрасте.

Учащиеся младших классов специальной школы могут сказать вместо «люди» — «человеки», вместо «дети» — «ребенки», вместо «поросята» — «поросенки» и проч. Это, по-видимому, обусловлено особенностями образования множественного числа подобных сущест­вительных: в одних случаях от другой основы, а в других — при помощи суффиксов.

При изучении числа имени существительного учащиеся должны 80


vпоить основной способ образования множественного числа -посредством окончаний.

Изучение окончаний имен существительных во множественном числе целесообразно начать с повторения.

Учащиеся приводят примеры существительных в единственном и множественном числе мужского, женского и среднего рода, отме­чая, что имена существительные мужского рода в единственном числе it основном не имеют окончаний, образование множественного числа происходит посредством прибавления окончания:

столб -\- ы —*- столбы кон(ь) -f- и —>- кони

Имена существительные женского и среднего рода в единствен­ном числе имеют родовые окончания (исключение — имена суще-< i нительные женского рода с б на конце). Образование множествен­ного числа у них происходит путем замены родовых окончаний окончаниями множественного числа:

- лапы - руки
- окна - моря
окн(о) -\-а -мор(е) -\-я •

лап(а) +ы • рук (а) + и-

По результатам обсуждения учитель совместно с детьми может составить таблицу окончаний и способов обозначения множествен­ного числа у существительных различной родовой принадлежности.

Особо следует упражнять учащихся в преобразовании множест-иснного числа в единственное существительных с б на конце слова: дается ряд существительных во множественном числе, надо их запи­сать в единственном числе, правильно употребив ь.

Отдельно проводится работа по усвоению форм множествен­ного числа существительных мужского рода, которые во множе­ственном числе приобретают окончания -а, -я:

дом дома. якорь якоря

Учитель обращает внимание учащихся на ударение. С этой целью рассматриваются примеры, выбранные из предложений:

У нашей реки крутые берега.

У того берега построили дом.

В примерах расставляется ударение. После разбора учащиеся приходят к выводу, что множественное число таких существитель­ных узнается при помощи постановки ударения.

Для выработки навыков в правильной постановке ударения проводятся письменные и обязательно устные упражнения. Учащих­ся надо тренировать в правильном произношении (с правильным ударением) таких существительных, так как некоторые учащиеся форму множественного числа письменно образуют правильно, а чи­тают с неверным ударением. В этом плане весьма полезно зада­ние — составить предложения с именами существительными в един­ственном и множественном числе с расстановкой ударения в них (следует давать слова для справок).

Далее проводится работа с именами существительными мужско­го и среднего рода, у которых во множественном числе появляется /' и смягчает предшествующий согласный звук.

Разбираются записанные на доске предложения, выделяются



и разбираются имена существительные, образуется форма множе­ственного числа и на доске или в тетрадях составляется небольшая таблица:

колос — колосья перо — перья

стул — стулья полено — поленья

Примеры разбираются учащимися под руководством учителя, в единственном числе существительных определяется род. С отдель­ными существительными составляются предложения.

В связи с изучением числа имен существительных проводятся разнообразные упражнения в выборе имен существительных единст­венного или множественного числа, в преобразовании данного чис­ла существительного, в перефразировке коротких текстов путем замены существительных единственного числа существительными множественного числа и наоборот и т. п.

Склонение имен существительных. Задача изучения темы «Скло­нение имен существительных» заключается не в изложении ее за­ново, а в расширении и систематизации тех знаний и навыков, которые учащиеся получили в младших классах.

Прежде всего, учащимся дается понятие о том, что имена су­ществительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов.

Дети читают короткий, специально составленный текст, в котором одно и то же слово стоит в разных падежах. К выделен­ным словам ставят вопросы, выписывают эти слова вместе с управ­ляющими словами (словосочетания) и вопросами. Затем подчерки­вают окончания, прослеживая под руководством учителя, как изме­няются окончания.

Для этой цели берутся слова с ударными окончаниями, такие, как сестра, страна, коза и т. п. После выполнения задания дела­ется вывод о том, что в зависимости от вопросов окончание суще­ствительных изменяется.

Далее учитель записывает на доске только вопросы, которые ста­вились к словами словосочетаниях:

... что?... чего? (нет)... чему?... что? (вижу)... чем?.о чем?

... кто?... кого? (нет)... кому?... кого? (вижу)... кем?.о ком?

Для тренировки учащимся предлагается по вопросам изменить два слова: одно, обозначающее одушевленный предмет, другое -неодушевленные, например «лиса», «гора». Учащиеся, ориентируясь на вопросы из таблицы, изменяют предложенные существительные, записывают их рядом с вопросами, подчеркивают окончания.

Затем учитель сообщает, что в грамматике такое изменение окончании имен существительных по вопросам называется изме­нением по падежам. Названия падежей записываются рядом с воп­росом (на месте точек).

Названия падежей и вопросы к ним должны быть заучены


учащимися. Чтобы дети быстрее и прочнее запоминали, даются спе­циальные тренировочные упражнения.

а) Заготавливаются карточки с названиями падежей. Вызван­
ный ученик читает название падежа и добавляет соответствующие
вопросы.

б) Называются вразбивку падежные вопросы, ученики подни­
мают карточки с названиями соответствующих падежей.

Наряду с этим проводятся упражнения в определении и обра­зовании падежных форм имен существительных. Эта работа строит­ся на основе умения учащихся выделять из предложения словосо­четания с существительным и ставить к ним вопросы: «Прочитал (ч т о?) книгу». Эти упражнения формируют умение строить предло­жения с именами существительными, отвечающими на падежные вопросы.

Далее учащихся знакомят с тем, что изменение существитель­ных по падежам называется склонением. Учитель сообщает уча­щимся, что все имена существительные распределяются по типам склонений в зависимости от родовых признаков, что всего имеется три склонения. Эти родовые признаки дети должны знать, чтобы правильно относить те или иные существительные к определенному типу склонения.

В классе вывешивается справочная таблица по типам скло­нений, которая анализируется под руководством учителя (использу­ется типовая таблица из учебника по русскому языку для III клас­са массовой школы или составленная совместно с учащимися со сменяющимися карточками примеров). Для лучшего усвоения мате­риала необходимо, чтобы учащиеся придумывали как можно больше примеров, соотносили их с таблицей, объясняя и доказывая, почему то или иное имя существительное относится к определенному типу склонения.

Для выработки умения определить тип склонения необходимо провести как можно больше упражнений. Основная цель при этом -выработать умение быстро и безошибочно определять тип склоне­ния по начальной форме слова (если необходимо, поставить слово в начальную форму).

После общего знакомства с тремя склонениями имен существи­тельных можно переходить к изучению отдельных склонений. Теперь основное внимание направляется на правописание падежных окон­чаний.

На этом этапе обучения важное значение имеет сопоставление, сравнение падежных окончаний существительных. Сравниваются падежные окончания в пределах одного склонения, одни и те же падежи и их окончания в разных склонениях, ударные и безударные окончания одного и того же падежа определенного склонения. Та­кой анализ способствует более эффективному усвоению правопи­сания падежных окончаний. Очень, важны и синтетические упраж­нения и среди них, прежде всего упражнения на составление слово­сочетаний и предложений.

Для детей с общим недоразвитием речи неправильное образо-


вание и неправильное употребление падежных окончаний, несогла­сование в падеже с зависимыми словами, особенно с именами при­лагательными,— характерная особенность не только письма, но и устной речи.

Изучение склонения целесообразно начинать с существительных женского рода на -а, -я, так как в каждом падеже они имеют опре­деленные окончания.

Разбирается специально подобранный текст, в котором одно и то же существительное (например, страна) употребляется во всех па­дежах. Выписываются словосочетания с именами существительными, к каждому существительному ставится вопрос, определяется падеж, обозначается ударение и подчеркивается окончание:

Что? страна — И. п.

Чего? страны — Р. п. и т. д.

Дальнейшая работа производится на основе этой записи.

Отдельно рассматривается таблица склонения имен существи­тельных на -а, -я с основой на шипящие и ц. На доске записывается склонение таких существительных, как свеча, овца, крыша, туча. Рассматриваются ударения, подчеркиваются окончания. Затем по записи сопоставляются окончания всех существительных и приходят к выводу, что окончания во всех падежах, кроме творительного, одинаковы, сравним:

свеча — свечой птица птицей

овца овцой крыша крышей

саранча саранчой туча тучей

Учитель отмечает, что в именах существительных после шипящих
и ц под ударением в творительном падеже пишется окончание
-ом, а в безударном положении---- ей.

После упражнений в правописании составляется таблица па­дежных окончаний имен существительных женского рода на -а, -я и обращается внимание на то, что в дательном и предложном па­дежах пишется окончание -е.

Далее можно перейти к склонению существительных женского рода с основой на и. Склонение таких существительных целесооб­разно изучать в следующем порядке: существительные на -ья, затем на -ия (например, существительные семья, гостья, линия, станция).

И. п. семьялиния

Р. п. семьилинии

Д. п. семьелинии

В. п. семьюлинию

Т. п. семьейлинией

П. п. о семьео линии

При склонении существительных на -ья обращается внимание на сохранение ь во всех падежах и на правописание творительного падежа:

-ей (-ею), если окончание безударное (гостьей)

-ей, если окончание ударное.

При склонении существительных на -ия отмечается следующая особенность — окончание -ии в родительном, дательном и предлож­ном падежах.


т


При изучении склонений имен существительных мужского рода ('• твердой и мягкой основой, на -«, на шипящий и среднего рода с окончанием на и могут быть использованы в основном те же приемы и методы, которые применялись при изучении склонения имен существительных женского рода на -а, -я.

По таблице склонения обращается внимание учащихся на то, что мосле твердых согласных в окончаниях пишутся буквы а, у и о,. 1 после мягких — соответственно я, ю, е. Одновременно отмечается, что окончания как ударные, так и- безударные пишутся одинаково.

Это важно потому, что при изучении склонения другой группы существительных мужского рода учащиеся встретятся с такими слу-ч.чями, когда различие в написании падежных окончаний будет швисеть от ударения.

Объяснение правила правописания падежных окончаний сущест-нительных с основой на шипящий и ц проводится на основе уже изученного правила о правописании о и е после шипящих в окон­чаниях существительного женского рода.

Для склонения берутся слова типа луч, храбрец, товарищ. Уча­щиеся склоняют данные имена существительные, расставляют уда­рения, подчеркивают окончания. Одновременно запись произво­дится на доске. С помощью учителя дети надписывают над столбика­ми (существительные мужского рода с ударными и безударными окончаниями) заголовки. Сравнивая слова из столбиков, ученики делают вывод: в окончаниях творительного падежа имен существи­тельных мужского рода после шипящих и ц под ударением пишется -ом, а в безударном положении -ем.

После того как учащиеся прочно усвоят образцы склонения существительных мужского рода, можно перейти к изучению скло­нения имен существительных среднего рода.

С помощью учителя ученики склоняют такие существительные, как окно, море, ружье, и записывают на доске. Падежные окончания имен существительных среднего рода сопоставляют с падежными окончаниями существительных мужского рода. Обращается внима­ние учащихся на то, что винительный падеж существительных сред­него рода всегда сходен с именительным падежом. В итоге работы над склонением существительных мужского и среднего рода полезно составить сводную таблицу падежных окончаний (учащиеся устно склоняют существительные, записывая в тетрадях и на доске только окончания).

При изучении склонения существительных мужского рода с основой на мягкий и твердый согласный, на шипящие и ц и среднего рода с окончанием на и должно быть уделено особое внимание укреплению навыка по распознаванию и правильному употреблению и самостоятельной речи форм винительного, именительного и роди­тельного падежей.

Всю работу по склонению существительных женского рода с мягким знаком на конце можно разделить на два этапа:

1) склонение имен существительных женского рода с основой на мягкий согласный;


2) склонение имен существительных женского рода с основой на шипящий звук.

Знакомство со склонением существительных женского рода с основой на мягкий согласный (тень, осень, ель и т, д.) можно про­вести или по специально составленному тексту, в котором сущест­вительное данной категории стоит во всех падежах, или ка приме­рах устного, а затем и письменного склонения. Разбирая текст, уча­щиеся выписывают имена существительные в столбик, обозначают падеж. После составления таблицы склонения сопоставляются окон­чания падежей и выделяются одинаковые. Обычно учащиеся сами на­зывают падежи с одинаковыми окончаниями, а учитель обобщает в записи:

И и В. п. имеют на конце ь;

Р., Д. и П. п. имеют одинаковые окончания -а;

Т. п. — окончание -ыо.

Учащиеся нередко смешивают имена существительные 2-го и 3-го склонений, ориентируясь на мягкий знак на конце слова: теньпень, пыльуголь и проч.

Выполняя различные упражнения, учащиеся должны приобрести прочный навык учитывать оба формальных признака — наличие ь (мягкого знака) на конце слова и род существительного: пыль -существительное женского рода 3-го склонения; уголь — существи­тельное мужского рода 2-го склонения.

Последний этап работы по этой теме — склонение существитель­ных во множественном числе.

Изложение материала следует давать в сравнении со склонением имен существительных в единственном числе. Изучение склонения существительных во множественном числе целесообразнее прово­дить по родам, как и склонение существительных в единственном числе, несмотря на то что во множественном числе различия между типами склонения в значительной степени стираются.

При изучении склонения существительных женского рода с окон­чанием -а, -я во множественном числе особое вкимание должно быть обращено на грамматическую роль ударения, на необходимость различать по ударениям формы родительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа, которые сходны на письме (страныстраны).

Поэтому изучение следует разделить на два этапа:

1) склонение имен существительных с постоянным ударением;

2) склонение имен существительных с подвижным ударением.
Изучение темы следует начинать со склонения существительных

с постоянным ударением, например: школа, работа. Учащиеся скло­няют предложенное им слово сначала в единственном, потом во множественном числе. Склонение записывается на доске.

Выделяются и подчеркиваются окончания единственного и мно­жественного числа, сравниваются, составляется таблица окончаний, проводятся тренировочные упражнения.

После этого проводится изучение склонения существительных с подвижным ударением (игра — игры, головаголовы, коса


кисы и т. д.). На образцах склонения таких существительных повто­ряется роль ударения в образовании форм и смыслоразличительная роль ударения:

игры игры

Г. п., ед. ч. головы И. п., множ. ч. головы

косы косы

Разбираются предложения, в которых одно и то же существитель­ное имеет форму родительного падежа единственного числа и име­нительного падежа множественного числа.

Аналогичным образом изучается склонение во множественном числе существительных мужского и среднего рода, существитель­ных женского рода с основой на шипящий звук.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ

Программа по развитию речи имеет три раздела: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Связная речь». Развитие устной и письменной речи учащихся предусмотрено программой при проведении бесед, тематика которых также указана в программе. К каждой тематической беседе учитель отбирает словарь, синтак­сические конструкции, которые должны быть усвоены учащимися, оп­ределяет вид связного высказывания, над которым будет проводиться работа, а также средства наглядности и намечает виды упраж­нений, используемых в процессе изучения темы. Таким образом, в начале учебного года учитель должен распределить граммати­ческий и лексический материал по четвертям и темам, а также опре­делить последовательность формирования грамматических умений и навыков.

При планировании работы по развитию речи в четвертом классе в качестве основной задачи выдвигается формирование навыка оформления связного высказывания. Учитель должен предусмотреть возрастающую по мере обучения долю самостоятельности при состав­лении высказывания, а также увеличение его объема. Кроме то­го, в четвертом классе растет количество письменных работ: ответы на вопросы, изложения, сочинения. Написание самостоятель­ных работ, особенно сочинений и изложений, вызывает у учащихся специальной школы затруднения, поскольку требует от учеников наличия сформированного «лингвистического» отношения к написан­ному, т. е. умения сделать собственную речевую продукцию объектом изучения. В связи с этим важно сформировать у учащихся умение сознательно отбирать лексические и грамматические средства при конструировании письменного высказывания.

Такие виды работы, как сочинение и изложение, должны ис­пользоваться очень осторожно и даваться на материале, хорошо из-, вестном детям. Поэтому рационально в начале года уделять больше внимания написанию текстов повествовательного и описательного характера с предварительным подробным анализом, с опорой на об-


разец и на коллективно составленный план. Далее можно пред­ложить написание сочинений по аналогии, при этом анализ базово­го текста (выделение главной мысли, определение границ частей, их озаглавяивание и т. п.) происходит с большей долей самостоятель­ности, чем, например, в начале учебного года. Этот прием удобно использовать при написании так называемых стандартизированных текстов — описаний предметов, времен года и тому подобное. К кон­цу третьей четверти можно предложить ученикам написать сочинение по собственному плану.

Важное место в четвертом классе занимает обучение детей уме­нию излагать события в тексте в определенной причинно-следствен­ной и временной последовательности, соблюдать соразмерность ча­стей, а также использовать различные средства связи между пред­ложениями и смысловыми отрывками. В связи с этим удобно предло­жить учащимся обобщенную схему построения любого относитель­но законченного текста, состоящую из трех условных частей, и спо­собы его оформления.

I. Вступление. (Содержит, как правило, 1—2 предложения. Повествовательный текст может начинаться со слов однажды, как-то раз и т. п., описательный — с предложений, характеризующих в общем виде место и время действия.)

П. Основная часть. (Может быть разделена на более мелкие отрывки, каж­дый из которых имеет свое заглавие. В этом случае каждый отрывок будет начи­наться с красной строки.)

III. Заключение. (Содержит 1—3 предложения, в которых, как правило, дается эмоциональная оценка имевшего место в тексте события или явления, например: «Хорошо в лесу зимой!»; либо, если текст содержал элементы рассуждения, краткий вывод.)

На этом этапе обучения необходимо уделить особое внимание формированию у четвероклассников умения подобрать точное слово для выражения мысли и использовать его в нужной грамма­тической форме. Работа над словом проводится параллельно с уп­ражнениями, направленными на развитие связной речи, и органично вписывается в тематику каждого урока. Однако она не может ограни­чиваться только словарной работой. Учитель должен предусмотреть специальные упражнения, в ходе выполнения которых у учащихся формируется умение различать оттенки значений, привносимые в сло­во разнообразными суффиксами и префиксами, и использовать их в самостоятельной речи. Например: употребление в речи слов, обозна­чающих неполноту качества (прилагательные с суффиксами -оват-, -еват-: беловатый, рыжеватый), употребление в речи глаголов совершенного вида (с приставками) и глаголов несовершенного ви­да (гулялпогулял, прогулял; рисовать — нарисовать, изрисо­вать, срисовать и т. п.).

Один из видов упражнений, направленных на формирование сознательного отношения к форме слова и его значению в их един­стве,— группировка слов, близких и противоположных по лексиче­скому значению, а также по морфемным признакам (по общнос­ти корня, приставки, суффикса, окончания). Классификация слов по лексическому значению и формальным признакам позволяет орга­низовать интересную работу по практическому обобщению граммати-


чггких признаков частей речи: имени существительного, имени ири-л.м-.чтельного и глагола.

Овладение различными видами связной речи может быть успеш­ным только в том случае, когда учащиеся освоили различные типы простого и сложного предложения, а также умеют оформлять сло-жн'очетания внутри предложения, т. е. соблюдать в практике об-шгиия нормы грамматического оформления связи слов в предложе­нии. При планировании материала необходимо предусмотреть спе-цпальную работу по закреплению навыка согласования прилагатель­ного с существительным, глагола с существительным. Особое вни-м.чние необходимо уделить согласованию глагола с именем сущест-иительным среднего рода, мужского и женского рода с основой на мягкий согласный, с отвлеченным и собирательным значением. 11ельзя забывать про работу с предложно-падежными конструкция­ми, особенно включающими сложные предлоги. Этот материал, пызывающий значительные затруднения у детей с тяжелой рече-иой патологией, требует многочисленных упражнений, рассре­доточенных по времени на протяжении всего учебного года.

Таким образом, при тематическом планировании необходимо пре­дусмотреть тесную взаимосвязь между всеми разделами работы. Ра-Гюта над словом должна обеспечить лексическую базу для про-недения тематических бесед, тем самым расширяя и уточняя пред­ставления учащихся о материальном мире и духовных ценностях че­ловечества. Одновременно упражнения, направленные на совершен­ствование навыков языкового анализа, синтеза и обобщения на уров­не слова, развивают у учащихся «чувство языка» и создают лексико-грамматическую основу для конструирования синтаксиче­ских единиц: словосочетаний и предложений, которые, в свою оче­редь, служат «кирпичиками» для построения связного высказы­вания.

Уровень синтаксической сложности предложений, планируемых для знакомства или закрепления на уроках развития речи, опре­деляется видом и замыслом связного высказывания, а их структура и значение должны соответствовать данной тематике и лексиче­скому наполнению.

В таблицах 1 и 2 представлено примерное тематическое плани­рование по разделам «Осень» и «Пришла Волшебница-Зима», имею­щим сходную тематику для бесед и отстоящим по времени изуче­ния примерно на полгода. Этот временной промежуток обусловливает разнообразие грамматического материала, хотя композиционная идентичность подтем позволяет организовать повторение ранее изу­ченного материала. Например, закрепление умения образовывать сравнительную степень имен прилагательных проводится в 3-й чет-нерти как повторение пройденного в 1-й четверти и т. д.

Полезно и эффективно на уроках развития речи привлекать знания, полученные на уроках чтения, русского языка, природо­ведения.

В приведенных таблицах мы указали только минимальное коли­чество обязательных разделов. На практике учителя значительно


расширяют таблицу за счет введения дополнительных разделов: «Повторение», «Используемый дидактический материал», «Виды на­глядности» и т. п.

Тематическое планирование требует тщательного структуриро­вания материала по разделам, а также соблюдения преемствен­ности в работе над различными темами. Учитель может предусмот­реть специальные грамматические уроки, на которых лексический ма­териал объединяется по нескольким темам, а ведущей становится обобщающая грамматическая тема или знакомство с новой грамма­тической конструкцией, например конструирование, различение и употребление сложноподчиненных предложений со значением цели и причины.

Жесткая взаимозависимость разделов и направлений работы, поэтапность формирования навыков и умений обусловливают необ^-ходимость предварительного планирования материала на длительный срок. В ходе повседневной работы в тематический план могут быть внесены более или менее значительные изменения в связи с нали­чием или отсутствием запланированных трудностей при изучении грамматических тем.

На основе тематического планирования учителем составляются поурочные планы, в которых указывается тема урока, его основные цели и задачи. При этом важно выделить познавательные или образовательные задачи (т. е. то новое об окружающей действительности по данной теме, что узнают ученики сегодня на уро­ке); коррекционно-речевые (в соответствии с разделами программы «Работа над словом», «Работа над предложением», «Связная речь»); коррекционно-воспитательные (задачи, решаемые в рамках работы над памятью, вниманием, восприятием и т. п.).

Коррекционно-воспитательные задачи могут быть постоянными на достаточно длительный срок: от нескольких занятий до четверти. Другие задачи, как правило, выдвигаются на один урок, реже на несколько, объединенных общей темой. Далее в плане урока отме­чается лексический материал, синтаксические конструкции, способы их семантизации и виды упражнений по их закреплению. Обя­зательно указываются используемые наглядные средства, а также последовательность их предъявления. Кроме того, учитель записыва­ет исходный текст, если на уроке запланирована работа над пере­сказом или изложением, либо примерный текст в том виде, в ко­тором учитель ожидает его услышать от учеников в процессе урока. Даже самое тщательное тематическое планирование не мо­жет полностью заменить поурочных планов, оно только может облег­чить ежедневную подготовку учителя и обеспечить рациональную организацию работы по коррекции и формированию граммати­ческого строя речи.



      CD                
    к 5 К К       5 ~        
      Я       5 £•        
    о CJ cl       o-g >> 0        
    D, W М       *> °        
1   С * £-       se и        
      ;*• <Л <П с       (D ш        
      сГ 6 а '3~ Ей1 •У i 51^ 5 I «6S        
    s 3 aj nj £ * ^ '0 S a S 3 О Е- s- а 8 Л о § " S <. 8 < Ь SS^i 53- ^ с(        
      3 cl ч S S1 о. i\> £> ' •<.о ы s о;        
    сх rt ^ & <U о ч хг   S. ш        
    g e   ^ 1 а 2 1 в i- к g п §        
    над рас i словарно к * 2 2 & 3 з (- <Ч 0 4J >з i li со ь. а сх о. £г.„ =п з а е ч м а. ч з з> с г с Север — вернее - ^s " н s § й о> s ё?• у § 1 § -Д -»1§ ra^S^I        
    s «I ш 6 t— §s 6 о S 0. «С(0> OJ 2S' И О Ч ¥ _        
    S >! С* о   Ш 03 \ (!»" |.а        
      <" 3 и 5 —, U, g <u 5«5 я        
    и о к ™ 1 а. я в ш И 5 о я ° ^:s У § ' Its 11        
    сх § Ч С 0 У СО Я J3 О л ^ н >> <и ю -Г та Is я «з о о - >s-= и В О, S        
    с а>. с с? ff О S m 2 Е- " ^. О -.        
      Оч 0 Э Г) О 2* я Л j о о g S        
  о   Йй К С ^ ° 0 S Q. Ч В D, S К * «        
  ю о.   03 S со д 0 О. s: с: о с я Ш U Си £• о С с а о о я s. i г к я я я а 1        
  Направление над словом Образование и употребление в речи слов, обозна­чающих неполно- ту качества (жел­товатый, красно­ватый) Образование сравнительной ^•лйн ^н н со га ««&§ ^,3 2 «™& 5 § ^ «g g-S g ^H.sx sg5^o.s u s «s s g c = XCUS ЧИН,, X 1111 |fiill 5яч^«3 «кясСич -cucijsaj ^so-t-=ucu JCQHfflC. COEOOfflE- вильное их упо­требление. Под- бор и группиров­ка слов, противо- 1 положных по зна- чению
X сх ' Ж   fr OJ С- Et « Составление текста | описательного харак- тера по картине и аналогии (связь с 6 Й OJ в £ю .. к <и га Q4 |_ч [— ^ЗгЗ 1 *-s У 5-;« s и S s 1IJ !si° резовой роще») Составление расска­за описательного ха- 'cotEO' ^cossjJA S к s c," 2 g в s g SK|_S eS^=Sr? ggS|§f°oI^|g -tu;?O E u t: rvM й gs-s-i sss^s8" i j^ o.gcn:goSxl >- с S ^S 3 о °-s i S-a.-uaE^ISllsfl urvraacuow s д« igillibi-Ell ^som^^uk^cuo^ — ' рона — ласточка)      
ж                      
CL                      
ЕГ   о                  
    3' у     v у        
    о 6 X 0<\       CM        
    ГС щ н J3 к о>     Л з: та q. о. с >< s •я Е Я Э К        
    о. о о     га n s- x с 3        
    Щ у к та E_i     X л 3 S S Л * 3 3s x S -o        
      о     я в CO CO ^ E        
    X ч     CU ЕГ =(У s g ш        
      о     ° К Э ° ^ V ^        
    н м со     О ч a. O.!*t * о        
    -     cj «        

Продолжение

Тематика для развития речи Кол-во часов Направление работы Примечания
над связной речью над словом над предложением над расширением словарного запаса
4. Труд людей 1 Ч Умение установить Использование Практическое ис- Закрепление на-  
осенью   поел едовател ь ность союзных слов и пользование в ре- званий с/х ору-  
    действий в связном союзов: чтобы, чи сложноподчи- дий, машин, про-  
    тексте повествова- когда, потому что, ненных предло- фессий, действий:  
    тельного характера так как жений, выражаю- трактортракто-  
        щих причину, рист; борона  
        цель и начало боронит, плуг  
        действия пашет и т. д.  
5. Поздняя осень 2 ч Письменное изложе- Подбор и группи- Практическое обоб- Слякоть, измо- Экскурсия в
    ние текста по плану, ровка слов, близ- щение в распоз- рось, заморозок, лес
    составленному кол- ких и противопо- навании имен свинцовые тучи,  
    лективно, и опорным ложных по значе- прилагательных. пороша  
    картинкам нию Изменение по ро-    
        дам и числам в    
        зависимости от    
        существительно-    
        го, с которым они    
        связаны    

Примерное планирование уроков в IV классе по теме «Пришла Волшебница-Зима» (8 часов)


Таблица 2




Тематика для развития речи Кол-во часов Направление работы Прнмечания
над связной речью над словом над предложением над расширением словарного запаса
1. Признаки зимы 2 ч Выявление смысла описываемых собы­тий в прочитанном Подбор и группи­ровка слов по морфологическим Практическое ис­пользование в ре­чи сложносочи- Устилает, порха­ют, запорошила, сковал, перелив- Экскурсия в парк
Тематика для развития речи Кол-во часов Направление работы Примечания
над связной речью над словом над предложением над расширением словарного запаса
    тексте, установление признакам (по ненных предло- чатый  
    смысловых частей общности корня, жений с союзами    
    текста, составление приставки, суф- и, а, но, однако    
    простейшего плана. фикса, оконча- и без союзов    
    Письменное изложе- ния). Повторе-      
    ние по плану, состав- ние: закрепление      
    ленному коллективно умений образовы-      
      вать сравнитель-      
      ную степень имен      
      прилагательных      
      (белее, холоднее,      
      ветренее и т. п.);      
      согласование имен      
      прилагательных с      
      именами суще-      
      ствительными      
2. Изображение 1 Ч Определение глав- Образование при- Использование в   Прослушива-
зимней приро-   ной мысли текста частий настояще- речи сравнитель-   ние пластинок
ды в художе-     го времени (па- ных оборотов: Принакрылись  
ственных про-     дающий снег, кру- как... снегом, непро-  
изведениях,     жащиеся снежин- будто... будный сон  
живописи, му-     ки и т. д.). Прак- точно...    
зыке     тическое употреб- словно...    
      ление их в речи.      
      Закрепление уме-      
      ний образовывать      
      и употреблять      
      прилагательные      
      со значением не-      
      полноты качества      
      (голубоватый, ро-      
      зоватый, зелено-      

]


      ватый и др.). Ис-      
      пользование си-      
      нонимов, образ-      
      ных слов, выра-      
      жений      
3. Жизнь птиц и 2 ч Установление после- Закрепление Использование в Вводится и за- Кинофильм
зверей зимой   довательности собы- практического речи сложносочи- крепляется сло-  
    тий в деформирован- умения образовы- ненных предло- варь из соответ-  
    ном тексте. Составле- вать от глаголов жений с союзами ствующей темы по  
    ние рассказа по его причастия на- и, а, но, однако природоведению  
    началу и концу. Оза- стоящего времени и без союзов    
    главливание рас- (зимующий, спя-      
    сказа щий, голодаю-      
      щий, грызущий и      
      т. д.)      
4. Зимние развле- 3 ч Умение составить Употребление в Практическое ис- Названия зим- Просмотр
чения и виды   рассказ повествова- речи глаголов со- пользование в ре- них видов спорта: спортивной пе-
спорта   тельного характера вершенного и не- чи сложносочи- хоккей, лыжные редачи по те-
    по собственным впе- совершенного ви- ненных и сложно- гонки, прыжки с левизору
    чатлениям. Установ- дов. Подбор в со- подчиненных пред- трамплина, биат-  
    ление связи между ответствии с со- ложений с союза- лон и т. п.; со-  
    частями текста с по- держанием текста ми и без них. За- ревнования, при-  
    мощью слов вокруг, нужного глагола крепление практи- зер, лидер, меда-  
    однажды, потом; мес-   ческого умения лист; обгонять  
    тоимений, союзов   согласовать гла- обогнать, заби-  
        гол и существи- вать шайбуза-  
        тельное бить шайбу и т. д.  

•». *-.     с — —: _ ------- ------ -^ — *~ — ъ.
(т >ч. о о а О >^. ^ матическое планир фоцессе обучения i ти формирования образованию и ело* . Л. Ипатова). правления и виды >иемы работы по с «ных высказывани шнципы и методы I F. Гпибпяп. }. авторов. и'анизация работы в специальной шк<
>   х? •a о я "и ' ' > W 3 _______ П о !§•
.остова) в S s мматике и змматическ зменению н Е 1 §'1 п • i 0 В |ршенствов; (Т. П. Бесс >рмировани р|' 2 * тз ^g
  в я о ьз 55 с о о S а С».
  X тз щ   *<: я J *• § я *i Ov "^
  £ а> се о 0 •о о Е 2' ' с а 5 •о W i! '
  о   ?; я с   g  
  g s о о D3 X 3. < Ш 2 Э Ю ; ' ш S ы тз ' и '
  о ш   О ч Е н s
    s тз   Ш. 1   я . 2.
  матери s <ъ л звития н ^ ' Ш £ }-:i ческогс ю н . я. s
  к> ь S; •< га с с g 0 щ о ' 1 '
    Q *ГЗ о Л Е. ^ к -с -. -i 3 5 •0 . о •
  CD •73 s _ g с ' re о о
  Л о a X гч а. * s С > ч • о 2 * < о я ' тз ' о
  н со о ..^ Со ^ ' Т з ' 3 о
  ГР   о   2 i 0 ° сг •о
  н о   о ^ qj i-! S • S s ^^ ге к Л • s
  s   о -е- я« -. "О а; о ^f
  ж   ш £ § ' ' S ' s   £
  и о   ы Е о а S'] J • re Е я 1 •
  п П)   ?< м ^, 9.! =. S £ s X

s

гя


s -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: