Выводы из размышлений о бюджетной системе финансирования

Чтобы сформулировать выводы из наших размышлений по поводу бюджетной системы финансирования, следует уточнить, что это концепция общего характера, т.е. ее объективное действие скажется, когда она станет прояв­ляться во всех областях экономики, в том едином целом, которое, исходя из политических решений, пройдя Хусеплан, дойдет по министерским каналам до каждого предприятия и сольется с интересами насе­ления для того, чтобы вернуться к органу политичес­ких решений, образуя таким образом гигантское, хо­рошо выровненное колесо, в котором определенные рит­мы могут меняться более или менее автоматически, так как это допускается контролем над производством. На министерства в этом случае возлагается особая ответ­ственность по разработке планов и контролю за их вы­полнением, при этом предприятия и объединения будут их выполнять согласно масштабам решений, которые могут быть более или менее гибкими в зависимости от качества достигнутых организационных форм, типа производства или текущего момента. Хусеплан же зай­мется глобальным и централизованным контролем за экономикой при поддержке Министерства финансов во всем, что касается финансового контроля, Министерства труда в вопросах планирования рабочей силы.

Так как на деле происходит иначе, мы сделаем набро­сок нашей сегодняшней действительности со всеми ее ограничениями, маленькими победами, недочетами и крушениями, оправданными и неоправданными, — следствием нашей неопытности в одних случаях и гру­бых просчетов в других.

Хусеплан дает только основные направления плана и контрольные цифры на основную продукцию, которую он более или менее может контролировать. Центральные органы, к которым мы относим и Министерство про­мышленности, осуществляют контроль за так называ­емой централизованной продукцией, остальная же опре­деляется и распределяется на договорных началах меж­ду предприятиями. После установления и сведения пла­на подписываются договоры, что порой делалось заблаго­временно, и начинается работа.

Центральный аппарат министерства берет на себя обеспечение выполнения производственного плана на уровне предприятия, а оно — на уровне своих подразде­лений. Главное — добиться, чтобы бухгалтерия сосредо­точилась на этих двух точках: предприятие и министер­ство. Контроль над основными средствами производства и инвентарем должен осуществляться на уровне Цен­тра с тем, чтобы можно было свободно передви­гать по всему комплексу производственных подраз­делений те ресурсы, которые по тем или иным причинам остались недвижимыми на каком-либо предприятии. Министерство имеет также полномочия на передвижение основных средств и между предприятиями. Фонды не носят рыночного характера, только в одном месте де­лается пометка об их принятии, а в другом — о спи­сании. Одна часть продукции направляется непосред­ственно потребителю через сеть Министерства внут­ренней торговли, а другая — на производственные предприятия другого типа, для которых наша продук­ция является промежуточной.

Наша основная концепция заключается в том, что во всем этом процессе продукция приобретает стои­мость за счет вложенного в нее труда, но при этом нет никакой потребности в товарных отношениях между предприятиями; просто акты сдачи и соответству­ющие акты приобретения или другие документы, которые требуются в определенный момент, констатируют факт выполнения долга по производству и сдаче определен­ной продукции. Тот факт, что предприятие принимает определенную продукцию (надо признать, что на сегод­няшний день это звучит несколько идеализированно), должен означать и принятие качества этой продукции. Продукция превращается в товар при юридической сме­не владельца, став предметом индивидуального потреб­ления. Средства производства не представляют собой товара для других предприятий, однако их следует оце­нивать согласно предложенным выше показателям, срав­нивая затраченный фактически труд с необходимым для того, чтобы определить цену на основные средства производства или сырье, о котором идет речь.

Качество, количество и ассортимент должны выпол­няться по квартальным планам. Производственное под­разделение в соответствии со своими нормами работы непосредственно выплачивает рабочим их заработную плату согласно нормам труда. Белым пятном остается вопрос, о котором еще не шла речь: форма поощрения коллектива производственного подразделения за особые заслуги или выдающиеся достижения в комплексе на­родного хозяйства, а также наказание тех предприятий, которые не справились с отведенной им ролью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: