Что сегодня происходит? Первым делом происходит то, что предприятие никогда не снабжается сырьем в надлежащем виде и в срок, поэтому и не выполняет производственный план; однако, что еще хуже, зачастую получает сырье для иного технологического процесса и вынуждено производить технологические изменения собственного производства; это прямо влияет на стоимость продукции, на количество рабочих рук, в некоторых случаях на капиталовложения и порой разрушает весь план, вынуждая производить частые изменения.
В настоящее время на уровне министерства мы вынуждены были стать только рецепторами подобных аномалий, их регистраторами, однако мы уже вступаем в фазу, когда сможем воздействовать на некоторые категории плана, по крайней мере потребовать, чтобы любые отклонения были предусмотрены в математической или учетной форме и, таким образом, были бы контролируемы. Пока нет еще необходимых автоматических устройств для быстрого проведения контроля и анализа показателей, нет достаточных навыков по анализу, достаточных возможностей правильно составлять показатели или цифры для их обработки.
|
|
Объединения непосредственно связаны со своими заводами иногда телефоном или телеграфом или представителем в провинции, в других случаях — представительством министерства, осуществляющим контроль, а в муниципиях и подобных им административно-политических местах действуют Так называемые ЦИЛОС, которые являются не чем иным, как собранием директоров соседних объединений, на которых возложена ответственность анализировать свои проблемы, оказывать помощь при решении небольших вопросов, выполнение которых по бюрократическим каналам может слишком затянуться; в некоторых случаях они могут предоставить в пользование основные средства производства, однако до их передачи вопрос должен быть согласован с соответствующим предприятием.
В первых числах каждого месяца статистические данные по производству поступают в министерство, где они анализируются вплоть до высшего уровня и принимаются основные меры по исправлению недостатков. Затем поступают другие, более обработанные статистические данные, которые также позволяют принимать на различных уровнях конкретные меры по решению вопросов.
Каковы основные слабые места системы? Мы считаем, что, во-первых, — это ее незрелость. Во-вторых, нехватка действительно подготовленных кадров на всех уровнях. В-третьих, недостаточное распространение всей системы и ее механизмов для того, чтобы люди ее лучше поняли. Можно назвать также и отсутствие центрального аппарата планирования, который работал бы таким же образом и в той же системе подчиненности, что облегчило бы работу. Назовем и просчеты в обеспечении материалами, перебои в транспортировке, которые в одних случаях вынуждают нас складировать продукцию, а в других препятствуют производству; недочеты во всем нашем аппарате контроля качества и в отношениях (которые должны быть очень тесными, гармоничными и хорошо отлаженными) с органами распределения, с Министерством внутренней торговли и некоторыми министерствами-поставщиками, особенно с Министерством внешней торговли и Национальным институтом аграрной реформы. Пока трудно установить, какие просчеты являются следствием слабых мест самой системы, а какие связаны в основном со степенью нашей сегодняшней организованности.
|
|
Ни объединение, ни предприятие в настоящее время не используют материальное стимулирование коллективного характера, что не отвечает главной идее всей схемы, это положение связано с тем, что пока мы не достигли еще достаточного организационного уровня для осуществления стимулирования на другой основе, не связанной с простым выполнением или перевыполнением основных планов предприятия, по причинам, изложенным выше.
Системе вменяется в вину тенденция к бюрократизму, и одним из пунктов, требующих постоянного и самого пристального внимания, является рационализация всего административного аппарата с тем, чтобы он был как можно меньшим. Итак, с точки зрения объективного анализа очевидно, что бюрократии будет тем меньше, чем централизованное будут все операции по учету и контролю предприятий или объединений, так что если бы все они смогли централизовать свою административную деятельность, то их аппарат был бы сведен к небольшому управленческому ядру и коллектору информации для передачи её в высшие инстанции.
В настоящий момент это невозможно, однако мы должны идти на создание предприятий оптимальных размеров, чему в значительной степени способствует система, устанавливающая нормы труда с одним типом тарифов заработной платы, что меняет узкое представление о предприятии как о месте деятельности индивидуума и обращает его больше к обществу в целом.