Цель изучения дисциплины: изложить современные идеи, концепции познания сложноорганизованных структур, принципы системного мышления, раскрыть основания методологии системного познания. Задача дисциплины: формирование навыков системного мышления, развитие интереса к возможностям системного подхода. Принципы системного мышления дают возможность выйти за рамки самоочевидных решений, рассматривать не отдельные социальные факты, а системные закономерности, проявляющие себя на разных уровнях организации социальной и универсумной жизни.
Основные дидактические единицы (разделы):
В первом модуле дисциплины излагаются подходы к изучению систем как совокупности взаимосвязанных элементов, даются основные понятия отрицательных и положительных обратных связей, системного гомеостаза, устойчивости систем, основных динамических закономерностей жизни систем, гомеостатика.
Во втором модуле рассматривается специфика структурно-функционального подхода в социологии, становление функционального подхода, основные теоретические концепции, применение функционального анализа для изучения и трансформации социальной жизни.
|
|
В третьем модуле внимание уделяется современным технологиям анализа сложных систем (концепции причинности, гуманистический психоанализ, архетипы целостности, проблемы самоорганизации общества, методология мягкого системного подхода).
В результате изучения дисциплины студент бакалавр должен:
знать: основные принципы системного подхода, этапы развития теоретической социологии в контексте становления системного взгляда на общество, современные концепции синергетики.
уметь: применять методологию системного подхода.
владеть навыками: структурно-функционального анализа сложной системы социальных, культурных феноменов, анализа систем как совокупности взаимосвязей, выявление паттернов целостности.
Виды учебной работы: лекционные и практические занятия.
Изучение дисциплины заканчивается сдачей экзамена.
Аннотация дисциплины
Этносоциология
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часа).