Ведение мяча

Выполняется плавным толчкообразным движением руки и кисти. При этом рука сгибается в локте, а пальцы разводятся как можно шире. Для того чтобы добиться отскока на нужную высоту, движения кистью должны быть мягкими и плавными. При ведении мяча туловище слегка наклоняют вперед и внима­тельно следят за перемещением игроков по площадке. Необхо­димо приучать детей вести мяч без зрительного контроля.

Упражняться в ведении мяча следует часто, не менее 2—3 мин, для выработки «чувства мяча» и поддержания приобретенного навыка.

Подводящие упражнения

1. Ударять мячом об пол с последующей ловлей различ­
ными способами: двумя руками снизу и сверху; одной рукой
снизу, накрывая мяч другой рукой сверху.

2. Ведение мяча:

а) на месте с изменением высоты отскока мяча правой и
левой рукой;

б) с продвижением вперед сначала медленно, затем посте­
пенно увеличивая скорость;

в) с обводкой препятствий (стойки, флажки, кегли, набив­
ные мячи и т. п.) правой и левой рукой;

г) чередуя скорость выполнения (медленно, затем быстро);

д) в парах напротив друг друга. По сигналу один из них
ведет мяч по направлению к партнеру, обводит его, возвраща­
ется на место и отдает мяч товарищу;

е) передвигаясь вперед, в стороны, назад;

ж) после приема, остановки.


ГАНДБОЛ

Типичные ошибки

Ударяют по мячу, не сопровождая его полностью до от­рыва от кисти руки.

Мяч отскакивает с незаданной высотой и направлением.

Ведение на прямых ногах с постоянным зрительным конт­ролем за мячом.

Чрезмерный наклон туловища вперед, что затрудняет дви­жения и сковывает игрока.

Мяч ударяется в площадку не впереди и несколько справа от игрока, а «уходит» влево или отскакивает вверх-назад, что ведет к его потере.

Ошибки исправляют постоянным использованием указан­ных подводящих упражнений, способствующих развитию «чув­ства мяча».

Броски

Изучая предшествующие технические приемы, мы подхо­дим к броску по воротам, без которого невозможно достичь конечного результата игры — гола.

Передачи мяча одной рукой могут быть положены в осно­ву отработки бросков в ворота. В отличие от передач они выполняются с максимальной силой и более энергичной рабо­той ног и корпуса.

Бросок согнутой рукой сверху — самый распространен­ный в начальном обучении. Другие их разновидности имеют общую основу, но выполняются из разных исходных положе­ний и с импровизацией.

Бросок согнутой рукой сверху производят из основной стойки, левая нога — впереди, пальцы рук обхватывают мяч и удерживают его на уровне головы, локоть поднят на уровне плеча, рука с мячом слегка отводится в сторону. Проводя бросок, игрок одновременно движением таза и плеча разги-


^u * Элементы спортивных игр в детском саду

бает руку в локте и за счет активной работы кисти выпол­няет бросок. Центр тяжести переносит на левую ногу, правой делает шаг вперед (рис. 33).

Рис. 33. Бросок согнутой рукой сверху

. Подводящие упражнения

1. Повороты туловища правым и левым плечом вперед.

2. Махом правой руки коснуться левой ноги за счет на­
клона и поворота туловища.

3. Стоя у стенки, выполнить броски мяча в пол с после­
дующим отскоком в руки. Мяч должен ударяться об пол не
далее 1—1,2 м от стенки (можно использовать ориентиры). По­
степенно увеличивать расстояние до стенки.

4. Выполнить броски с места согнутой рукой на дальность.

5. Бросать мяч по воротам из-за пределов вратарской
площадки (3—5 м) вначале стоя прямо перед воротами, а
затем из различных точек, не пересекая сектор вратарской
площадки.

6. Бросать после получения мяча в движении сначала ша­
гом, а затем с постепенным ускорением передвижения.

При обучении броску педагог должен следить за тем, что­бы мяч в момент замаха находился на уровне головы, а ло-


ГАНДБОЛ

коть — на уровне плеча; центр тяжести тела переносился на впередистоящую ногу, а предплечье и кисти выполняли резкое завершающее движение.

* Обманные движения (финты)

Представляют собой сочетания различных движений рук, ног, туловища, направленных на изменение действий соперни­ка в противоположную сторону. Различают финты простые и сложные, состоящие из двух или более приемов.

Используют финты с изменением способа, направления и задержкой момента передачи.

Подводящие упражнения

1. Обозначить передачу влево, вправо, вниз, вверх с вы­
полнением приема в другую сторону.

2. Педагог стоит в центре, игроки по одному бегут ему
навстречу. Задача детей — резко изменить направление, не
дав себя коснуться педагогом.

3. Выполняется в тройках, когда между игроками находится
защитник. Удар мяча об пол должен прийтись недалеко от ноги
защитника с таким расчетом, чтобы угол отражения гаранти­
ровал отскок к партнеру.

Эти упражнения выполняются с неподвижными защитни­ками или заменяющими их стойками, манекенами и т. п. В дальнейшем используется активный партнер, который препят­ствует ведению, передаче и броску мяча.

Необходимо избегать таких ошибок, как применение об­манного действия на большом расстоянии от препятствия (за­щитника) или слишком быстрое выполнение финта, на что не реагирует защитник.





НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Лапта — старинная русская народная игра, появившаяся в России еще в XVIII в. В 1957 г. с введением единых пра­вил она стала спортивной игрой.

В спортивном варианте лапты участвуют две команды, в каждой по 6 основных игроков и 2 запасных. По жребию игроки одной команды располагаются за линией «города», а игроки второй — в «поле». Игра продолжается два тайма по 30 мин с 10-минутным перерывом между ними и проводится на специальной площадке.

В игре соблюдаются следующие правила: игрок, ударивший по мячу, может дожидаться удобного случая для перебежек от линии «города» до линии кона и обратно. Бежать имеет право не только тот игрок, который ударил по мячу, но и все игроки, не успевшие перебежать или не попавшие по мячу. Если один из перебегающих игроков будет задет мячом, то эта команда может, в свою очередь, попасть мячом в любого из игроков ко­манды «поля», смены мест игры при этом между командами не происходит. При перебежках нельзя выходить за пределы бо­ковых линий. Игрок, выбежавший за пределы боковых линий, считается задетым, и команды меняются местами.

Дети дошкольного возраста играют по упрощенным пра­вилам. Два тайма по 15 мин с 5-минутным перерывом между ними. Для игры выбирается ровная площадка, на которой про­водятся линии (или обозначаются ориентиры) «города» и кона, находящиеся на расстоянии от 10 до 20 м друг от друга. Бо-


ковые линии не проводятся, в их качестве выступают края площадки, за которые дети должны стараться не заходить.

Играть можно небольшим тряпичным, резиновым или тен­нисным мячом. Для облегчения попадания лаптой по мячу дош­кольниками ее делают лопатообразной и менее длинной.

Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. По жребию игроки одной группы идут в «го­род», а другой — расходятся по «полю».

Игру начинает ведущий из группы города, который сам себе подбрасывает мяч и отбивает его лаптой в «поле». Ос­тальные действия выполняются так же, как и в спортивном варианте игры. Единственное, что разрешается детям, — вброс мяча в «поле» рукой, если не получается сделать это лаптой. Основными приемами, применяемыми при игре в лапту, являются: удар битой (лаптой) по мячу, ловля и передача мяча, перебежки, броски по сопернику.

Удар битой по мячу

Удар битой по мячу дети выполняют снизу, держа ее од­ной рукой, а другой подбрасывают мяч, в отличие от спортив­ного варианта, где мяч подбрасывает под удар игрок поля.

Поскольку детям очень трудно, особенно на первых по­рах, выполнить удар лаптой, даже лопатообразной, можно ис­пользовать при первоначальном изучении ракетки для бадмин­тона или большого тенниса и тряпичные или поролоновые мячи.

Подводящие упражнения

1. Стать в положение шага (левая нога впереди, правая — сзади), масса тела — на правой ноге, лапта (ракетка) в правой выпрямленной руке отведена назад, левая рука согнута перед собой, туловище слегка наклонено вперед. Перенос массы тела на ле­вую ногу с одновременным проносом прямой руки с битой впе­ред (рис. 34). Упражнение делают медленно, а затем быстро.


Элементы спортивных игр в детском саду

Рис. 34. Удар битой по мячу

2. Выполнять удары по подвешенному на уровне коле­
ней мячу.

3. Исходное положение, как в упражнении № 1, мяч —
в левой руке. Невысоко подбросить его вверх и попытаться
ударить по нему сначала ракеткой, а затем битой. При обуче­
нии удара битой можно вначале вместо мяча использовать воз­
душный шарик.

4. Удары мячом в стену с постепенным увеличением рас­
стояния.

5. Удары мячом на максимальную дальность.

6. Удары мячом с попаданием им в заданный сектор (ближ­
ний, средний, дальний), ограниченный ориентирами.

Ловля и передача мяча

Ловля и передача мяча изучаются одновременно. Лучший способ ловли — двумя руками. Когда мяч летит несильно и в сторону от игрока, применяется ловля одной рукой.

Подводящие упражнения

1. Ударять мячом об пол, ловить после отскока двумя ру­ками снизу и сверху.


^^_____________ ^^^^^^_________________ ЛАПТ А ^

2. Подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками.

3. Бросать мяч в стену с последующей ловлей двумя ру­
ками. Постепенно увеличивать расстояние до стены.

4. Передавать и ловить мяч в парах, стоя на месте

5. То же, но с изменением высоты и дальности броска

6. То же, но в тройках, четверках, пятерках в различных
построениях (круг, квадрат, звезда и т. п.).

7. Выполнять ловлю и передачу мяча в движении сначала
шагом, а затем бегом.

редачи

Передачи выполняются главным образом одной рукой Различают высокие, на уровне плеча, низкие; длинные, сред ние, короткие; прямые, поперечные, диагональные. Применя­ются различные способы: согнутой рукой сверху; от плеча-прямой рукой снизу. Но самым основным в передаче являет­ся точность и умение рассчитывать силу передачи.

Для этого можно рекомендовать перебрасывание мяча че рез ориентиры, находящиеся на разной высоте и различном расстоянии от ребенка; передача мяча различными способами изменяя расстояние между детьми; передача мяча в стену попадая в нарисованные круги, квадраты, зоны и т. п.; пере­дача мяча по диагонали; передача в парах, тройках, пятерках с одним мячом или несколькими одновременно.

Перебежки

Перебежки применяются при преодолении игрового поля от «города» до кона и обратно. Цель их — уйти от мяча и избе­жать столкновения с соперником. Включают различные приемы изменение направления и темпа бега, остановки, прыжки и т п

Для лучшего освоения следует знать различные разновид­ности бега: с ускорением, прыжками, приставным шагом, спи­ной вперед, широким шагом, челночный, змейкой и др.


Элементы спортивных игр в детском саду

Сочетания различных видов бега выполняют сначала без помех движению, а затем с пассивными (ребенок просто стоит на пути движения) и активными (совершает действия руками, выпады и т. п.) помехами движению.

Бросок по сопернику

Выполняется в основном броском мяча одной рукой и сход­но с передачей мяча. Однако он всегда посылается по крат­чайшему пути, т. е. по прямой, в отличие от передач, которые могут выполняться по дуге. Главное требование — точность броска после его ловли. Переход от ловли мяча к броску дол­жен происходить быстро, но с высокой точностью.

Основные упражнения для обучения — те же, что и при обучении передачи одной рукой.

Подводящие упражнения

1. Выполнять броски в цель (щит, мишень и т. п.) после
передачи.

2. Совершить несколько бросков подряд после передач в
различные цели, расположенные в разных местах площадки,
не соблюдая определенной последовательности, а в наиболее
удобную для попадания.

3. То же, но соблюдая определенную последовательность
поражения цели, заданную заранее.

4. То же, но цель задается после поимки мяча, например,
называется номер цели или ее условный образ — мишень, круг,
квадрат и т. п.

5. Выполнять броски мяча в цели, имеющие различные
размеры, начиная с больших и заканчивая небольшими (кегли,
набивной мяч, пирамиды и т. п.), расположенные на различ­
ной высоте и удалении от бросающего.

Наибольшую сложность в освоении детьми элементов лапты вызывает отбивание и бросок по сопернику. Поэтому тщатель­ное изучение подводящих упражнений позволит сократить ко­личество ошибок в дальнейшем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: