double arrow

Городки

Городки — старинная русская народная игра, известная еще в Древней Руси. Спортивной игрой городки стали с 1923 г., когда в СССР были разработаны единые правила и создана спортивная федерация.

Цель игры в том, чтобы, затратив наименьшее количество бит, выбить определенное количество фигур, которых, в зави­симости от подготовленности, может быть от 6 до 15. Каждая фигура состоит из пяти городков, которые изготавливаются из дерева любой твердой породы и имеют форму цилиндра дли­ной 200 мм, диаметром 45—50 мм. Фигуры устанавливаются на середине лицевой линии квадрата (кроме «письма») в пос­ледовательности, указанной на рис. 35.

Место для игры в городки — ровная прямоугольная пло­щадка размером 30x15 м. На ней различаются два «города» размером 2x2 м, отстоящие друг от друга на расстоянии 2,1 м. На 13 м от лицевой линии каждого «города» проводятся дальние линии —кона, а на расстоянии 6,5 м от лицевых линий — ближние линии — полукона.

Все фигуры начинают выбивать с кона. Когда выбит из пре­делов «города» хотя бы один городок, продолжают выбивать ос­тавшиеся с линии полукона. «Письмо» выбивается только с ли­нии кона. Сначала надо выбить городок, лежащий в середине.

Бита представляет собой круглый стержень длиной не бо­лее 1 м произвольной массы. Материалом могут служить де­рево, прессованная фанера или бумага. Для более долговечной службы бит деревянные бруски вставляют в металлические полые цилиндры с толщиной стенок 1,5—3,5 мм.


Элементы спортивных игрв детскомсаду

 

Рис. 35. Фигуры для игры в городки-о — последовательность установки фигур 84


ГОРОДКИ

Каждая команда состоит из 5 человек. Перед началом со­ревнований путем жеребьевки определяется право первого удара. Игра всегда начинается выбиванием фигур из первого «горо­да». Игрок одной из команд имеет право пробить подряд двумя битами, после чего броски выполняет игрок другой команды.

Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 60—80 см (слишком короткими битами трудно попадать по фигурам), массой 400—450 г. Примерно в 2 раза уменьшаются для детей размеры «города», а также расстояние до кона и полукона (1x1, 5—6, 2—3 м).

Дети также делятся на команды-звенья по 3 человека в каждой. Выигрывает звено, раньше всех выбившее 5 фигур. С дошкольниками можно использовать один «город», хотя при­менение двух «городов» повышает интенсивность игры.

Основной элемент техники игры — бросок биты в цель. Это сложное действие, включает хват, стойку, замах, выброс биты.

Хват

Удержание биты кистью руки. Существует много его раз­новидностей. Различают глубокий хват, когда конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний — граница ладони совпа­дает с концом ручки; мелкий — ручка заканчивается под ми­зинцем игрока.

По степени сжатия рукоятки биты хват делится на сво­бодный и жесткий. По расположению пальцев на ручке биты различают хват «в замок» (большой палец охватывает ручку) и ограниченный (большой палец располагается вдоль ручки).

Наиболее оптимальным считается средний и мелкий хват «в замок», так как он не закрепощает кисти и позволяет лег­ко справиться с длинной битой.

Детям необходимо показать различные хваты (рис. 36). За­тем дошкольникам предлагают выполнить различные действия рукой с битой: отведение влево и вправо; поднимание вверх и опускание вниз; круговые движения кистью. Опробовав различ-


Элементы спортивных игр в детском саду


ГОРОДКИ


.4»









Рис. 36. Виды хвата биты

ные хваты, ребенок определяет для себя наиболее удобный. Од­нако педагог должен акцентировать внимание на хват «в замок». Стойка (исходное положение) — поза, которая обеспечит игроку удобство и легкость во всех последующих действиях.

Рис. 37. Стойка

Наиболее оптимальной стойкой яв­ляется естественное положение тулови­ща относительно постановки ног, плечи расслаблены, голова повернута лицом в сторону городошной фигуры; правая рука согнута под углом 90°, локоть слегка прижат к туловищу, предплечье с ладо­нью — кверху; левая рука удерживает биту на некотором расстоянии от правой; продольная ось биты нацелена на фигу­ру; правая нога слегка согнута; масса тела распределена на обе ноги равномер­но (рис. 37).

Стойке дети обучаются довольно легко после показа. За­тем педагог подает команду на принятие стойки и проверяет ее правильность индивидуально у каждого ребенка, исправля­ет ошибки.

Замах — это подготовительная часть броска, которая выполняется плавно, без резких движений или ускорений (рис. 38).


Рис. 38. Замах

С началом движения биты назад масса тела переносится на правую ногу. Из исходного положения для броска движе­ние начинается с отведения назад и поворота плеч по часовой стрелке с одновременным отведением предплечья и биты по дуге в сторону-назад и с последующим выпрямлением руки с битой. Левой же рукой в начале замаха легким толчком помо­гают бите по инерции набрать скорость, помогающую выпол­нить замах. В конце замаха правая кисть с битой доходит примерно до осевой линии направления броска и останавлива­ется, достигая так называемой «мертвой точки», после кото­рой начинается обратное движение — разгон биты.

Основное движение при освоении замаха — перенос мас­сы тела на ногу, стоящую сзади с одновременным отведением руки с битой назад.





 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: