Городки — старинная русская народная игра, известная еще в Древней Руси. Спортивной игрой городки стали с 1923 г., когда в СССР были разработаны единые правила и создана спортивная федерация.
Цель игры в том, чтобы, затратив наименьшее количество бит, выбить определенное количество фигур, которых, в зависимости от подготовленности, может быть от 6 до 15. Каждая фигура состоит из пяти городков, которые изготавливаются из дерева любой твердой породы и имеют форму цилиндра длиной 200 мм, диаметром 45—50 мм. Фигуры устанавливаются на середине лицевой линии квадрата (кроме «письма») в последовательности, указанной на рис. 35.
Место для игры в городки — ровная прямоугольная площадка размером 30x15 м. На ней различаются два «города» размером 2x2 м, отстоящие друг от друга на расстоянии 2,1 м. На 13 м от лицевой линии каждого «города» проводятся дальние линии —кона, а на расстоянии 6,5 м от лицевых линий — ближние линии — полукона.
Все фигуры начинают выбивать с кона. Когда выбит из пределов «города» хотя бы один городок, продолжают выбивать оставшиеся с линии полукона. «Письмо» выбивается только с линии кона. Сначала надо выбить городок, лежащий в середине.
|
|
Бита представляет собой круглый стержень длиной не более 1 м произвольной массы. Материалом могут служить дерево, прессованная фанера или бумага. Для более долговечной службы бит деревянные бруски вставляют в металлические полые цилиндры с толщиной стенок 1,5—3,5 мм.
Элементы спортивных игрв детскомсаду |
Рис. 35. Фигуры для игры в городки-о — последовательность установки фигур 84
ГОРОДКИ
Каждая команда состоит из 5 человек. Перед началом соревнований путем жеребьевки определяется право первого удара. Игра всегда начинается выбиванием фигур из первого «города». Игрок одной из команд имеет право пробить подряд двумя битами, после чего броски выполняет игрок другой команды.
Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 60—80 см (слишком короткими битами трудно попадать по фигурам), массой 400—450 г. Примерно в 2 раза уменьшаются для детей размеры «города», а также расстояние до кона и полукона (1x1, 5—6, 2—3 м).
Дети также делятся на команды-звенья по 3 человека в каждой. Выигрывает звено, раньше всех выбившее 5 фигур. С дошкольниками можно использовать один «город», хотя применение двух «городов» повышает интенсивность игры.
Основной элемент техники игры — бросок биты в цель. Это сложное действие, включает хват, стойку, замах, выброс биты.
Хват
Удержание биты кистью руки. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват, когда конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний — граница ладони совпадает с концом ручки; мелкий — ручка заканчивается под мизинцем игрока.
|
|
По степени сжатия рукоятки биты хват делится на свободный и жесткий. По расположению пальцев на ручке биты различают хват «в замок» (большой палец охватывает ручку) и ограниченный (большой палец располагается вдоль ручки).
Наиболее оптимальным считается средний и мелкий хват «в замок», так как он не закрепощает кисти и позволяет легко справиться с длинной битой.
Детям необходимо показать различные хваты (рис. 36). Затем дошкольникам предлагают выполнить различные действия рукой с битой: отведение влево и вправо; поднимание вверх и опускание вниз; круговые движения кистью. Опробовав различ-
Элементы спортивных игр в детском саду
ГОРОДКИ
.4»
Рис. 36. Виды хвата биты
ные хваты, ребенок определяет для себя наиболее удобный. Однако педагог должен акцентировать внимание на хват «в замок». Стойка (исходное положение) — поза, которая обеспечит игроку удобство и легкость во всех последующих действиях.
Рис. 37. Стойка |
Наиболее оптимальной стойкой является естественное положение туловища относительно постановки ног, плечи расслаблены, голова повернута лицом в сторону городошной фигуры; правая рука согнута под углом 90°, локоть слегка прижат к туловищу, предплечье с ладонью — кверху; левая рука удерживает биту на некотором расстоянии от правой; продольная ось биты нацелена на фигуру; правая нога слегка согнута; масса тела распределена на обе ноги равномерно (рис. 37).
Стойке дети обучаются довольно легко после показа. Затем педагог подает команду на принятие стойки и проверяет ее правильность индивидуально у каждого ребенка, исправляет ошибки.
Замах — это подготовительная часть броска, которая выполняется плавно, без резких движений или ускорений (рис. 38).
Рис. 38. Замах
С началом движения биты назад масса тела переносится на правую ногу. Из исходного положения для броска движение начинается с отведения назад и поворота плеч по часовой стрелке с одновременным отведением предплечья и биты по дуге в сторону-назад и с последующим выпрямлением руки с битой. Левой же рукой в начале замаха легким толчком помогают бите по инерции набрать скорость, помогающую выполнить замах. В конце замаха правая кисть с битой доходит примерно до осевой линии направления броска и останавливается, достигая так называемой «мертвой точки», после которой начинается обратное движение — разгон биты.
Основное движение при освоении замаха — перенос массы тела на ногу, стоящую сзади с одновременным отведением руки с битой назад.