Рынок: сущность условия возникновения. Субъекты рыночного хозяйства и их функции

Рынок- это способ взаимодействия производителей и потребителей, который основан на децентрализованном механизме ценовых сигналов. Условия возникновения рынка: 1. общественное разделение труда и специализация производителей (разделение труда по профессиям, отраслям.) Общественное разделение труда означает, что в любом современном сообществе ни один человек не может жить за счет полного самообеспечения. Отдельные виды хозяйственной деятельности, которыми занимаются различные группы предпринимателей, отражают суть специализации в производстве тех или иных благ и услуг. Определяющим моментом специализации считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и.т.д. 2.Экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Благами обмениваются полностью независимые, самостоятельные производители. Хозяйственная автономия означает самостоятельность в принятии решений о том, что и как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Наилучшим образом экономическую обособленность выражает частная собственность. 3.Свободный обмен ресурсами. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые являются сигналами хозяйствующим субъектам, определяющими направления их деятельности. К субъектам рынка относят производителей и потребителей, которые планируют свою деятельность с условием соблюдения рыночных законов. Среди них различают: 1) домашние хозяйства, воспроизводящие рабочую силу 2)предприятия и другие юридические организации, занимающиеся производством продукта и поставкой его на рынок 3) государственный аппарат создает условия экономической деятельности, осуществляет контроль над действиями участников рыночных отношений.

Структура и функции рынка. Рыночной механизм и его основные элементы.

Рынок- это место встречи покуупателей и продавцов, купли-продажи товаров и услуг и установлении на них оптимальной цены. Структура: субъекты рынка производители и потребители (домашние хозяйства, предприятия и другие юридические организации, государственный аппарат); объекты рынка: товары и услуги, факторы производства. Функции: 1) является связующим звеном между покупателем и продавцом; 2) оценивает произведенный продукт, его ресурсы и количество затраченного труда; 3) регулирует процесс производства, обмена и распределения товаров и услуг; 4) дифференцирует производителей в процессе их деятельности, удаляет из системы обанкротившихся, экономически невыгодных предприятий; 5) направляет деятельность производителей на эффективное использование труда, факторов производства; 6) характеризует способность рынка распространять информацию, которая заключена в ценах (информационная функция). Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия (чистая и естественная), монополистическую конкуренцию и олигополию, неценовая конкуренция. Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. 1.Цены. На рынке изменения относительных цен является ориентиром для производителя, помогающим определить, в какую сторону (уменьшения или увеличения) изменять объем производства. Колебание цен оказывает влияние на выбор технологии производства. Цены определяют характеристику потребителей и объем продаж данного продукта на рынке. 2.Спрос и предложение. Спрос (платежеспособный)- это потребность в товарах, подкрепленная платежеспособностью экономических субъектов, которые готовы их купить в определенном количестве при сложившихся ценах и денежных доходах потребителей. Предложение- это количество товаров, находящееся в продаже при данной цене. 3. Конкуренция. Цель любого предприятия- максимизация прибыли- может быть достигнута расширением производства, хозяйственной деятельности. Это является основой конкурентной борьбы за новые рынки сбыта, за наиболее выгодные условия производства, которые позволяют увеличить объемы производства.




double arrow
Сейчас читают про: