Осознание разнообразия (т. е. его принятие, понимание и культивирование различий между людьми, направленное на развитие их уникальных талантов и предоставление возможности эффективной деятельности) — достаточно трудная задача для каждого менеджера, осложняемая этноцентризмом. Этноцентризм — это вера индивида в то, что группа или субкультура, к которой он принадлежит, изначально выше других групп и культур. Этноцентризм существенно затрудняет процесс осознания ценности многообразия. Отношение к собственной культуре как к самой лучшей — естественная тенденция для большинства людей3. Более того, мир бизнеса часто отражает ценности, поведение и восприятие однородной рабочей силы, состоящей из белых мужчин, представителей среднего класса. Действительно, большинство теорий управления основано на том, что рабочие разделяют одни и те же ценности, верования, мотивации, отношение к труду и вообще к жизни. Подразумевается, что существует единственный стиль поведения, способный повысить производительность и эффективность организации, и посему этот стиль должен быть освоен всеми ее сотрудниками4. Но это ложная посылка даже в тех случаях, когда речь идет о находящихся на одном культурном уровне работниках организации (см. «В фокусе — многообразие»).
|
|
Этноцентрические взгляды и стандартная культурная практика приводят к формированию монокультуры — культуре, приемлющей только один порядок вещей и только одну систему ценностей и верований. На рис. 14.2 представлены основные Допущения монокультуры, доминирующей во многих американских организациях. Предположение, что отличающиеся от нас люди ущербны, не позволяет воспользоваться их уникальными талантами и способностями. Все еще живы точки зрения, в соответствии с которыми многообразие угрожает нормальному функционированию организации или утверждающие, что люди не должны обращать внимания на Различия окружающих. Такая позиция мешает анализу субкультур организации, когда менеджеры игнорируют происходящие в компаниях изменения.
Часть 4. Организация