Общая психологическая характеристика зрелого возраста в старости

Зрелость- наиболее продолжительный период онтогенеза, характер тенденцией к достижению наивысшего раз-я духовных, интеллек, физических способностей личности. Эта оснхар-ка зр возраста опредилила интерес к нему представителей различных обл знаний, что обусловило рав-тие а кмеологии - науки о периоде макс расцвета, личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Как отмечает Д.И.Фельдштейн, жизнь взрослого чел-это движение, изменение, развитие. Наши акмеологи: Бодалев, Брушлинский, АнаньевБ.Г. Рассматривая зр возраст как период противостояния инволюционным процессам Ананьев показал, что на этот возраст приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отд познавательных способностей (собственно стационарные сос-я встречаются только в 14,2% от общего числа). Ананьев говорит о гетерохронности взросления: наступление зрелостичел как индивида (физич зрелость), личности (гражданская зр), субъекта познания (умстзр) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. А.А.Бодалев говорит о том, что понятия взрослость и зрелость не тождественны. Можно достичь взрослого возраста и не обладать зрелой личностью. ( хронологические рамки условны) Биррен –ранняя зрелость 17-25; зрелость 25-50; поздняя зр 50-75. Бромлей – ранняя взрослость 21-25; средняя вз-ть 25-40; поздняя вз-ть 40-45; предпенсионный возраст. Эриксон – ранняя вз 20-45; средняя 40-60; поздняя свыше 60. Граница зр и старости-выход на пенсию(фактический), отчуждение от общ-ва, десоциализация.

ССР: активное включение чел-ка в сферу общ-гопроиз-ва, созданием семьи, проявл-ем лич-ной индив-ти в воспитании детей, творчестве.

ВТД: максимальная реал-ция сущностных сил чел-ка в ходе активного вкл в трудовую деят-ть, шире – в производительную жизнь общ-ва Под реализсущн сил следует понимать физич, нравст, профессиональные и мндрвясшие достижения в раз- и взрослого чел-ка.(Гуманисты: Олпорт, Маслоу, Роджерс). Путь раз-я личности-это социализация (соц-я взчел-ка-субъектна по сути, она направлена вовнутрь на самопознание. Чел-к сам выбирает где быть, с кем быть и несет за это ответственность.

Индивидуальное развитие взрослого человека пред­ставляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ран­ней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на бо­лее ранних этапах, чем старость — из-за неизлечимой бо­лезни, несчастного случая, суицида и т.д.).

Кризис среднего возраста.

На протяжении жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности. Первые пять кризисов относятся к периоду становления человека: младенчеству, детству, юности. Шестой, седьмой и восьмой кризисы - это кризисы зрелого и пожилого возрастов. Кризис зрелого возраста - депрессивное состояние человека в связи с неудовлетворенностью жизненным путем, межличностным общением, психосексуальнойдисгармонией.К кризисам приводит потеря работы или трудоспособности. Эти кризисы называются еще биографическими кризисами.

1. Кризис нереализованности. Выражается в том, что в сознании человека 30-40 лет слабо представлены реализованные связи событий жизни. Ему кажется, что он мало достиг, не состоялся, жизнь проходит, а он все еще в тени и пр. Дело не в том, чего он достиг или не достиг фактически, с точки зрения окружающих. Они могут его высоко ценить и считать вполне успешным, у него-де прекрасные дети. Чего еще желать? Дело в мысленной картине жизни самого человека, в его “самоедстве”, которое может быть связано с весьма нелегкими переживаниями. Он может не видеть некоторых своих достижений, мало их ценить и, таким образом, серьезно нуждаться в том, чтобы ему другие растолковали, что он много сделал, многого достиг, что у него “все как у людей” и пр.

2. Кризис опустошенности. Он выражается в том, что в сознании человека по тем или иным причинам слабо представлены актуальные связи, соединяющие его прошлое с будущим (распалась связь времен). Возникает мысль, что жизнь прошла; все, что могло случиться - случилось, нет ничего зовущего вперед.

Такое состояние может возникать после длительных периодов напряженной работы, борьбы и сопровождаться подавленным настроением, нежеланием приняться даже за простое дело и пр. В такой ситуации также требуется понимание и моральная поддержка окружающих, саморегуляция.

3. Кризис бесперспективности. Он выражается в неясном, нечетком представлении потенциальных связей в мысленной картине жизни. Прежние цели достигнуты, “все необходимое есть”, а на душе тяжело, - новые цели “не вырисовываются”, кажутся недостижимыми. Не виден “свет в конце туннеля”; кажется, что некуда стремиться. У человека есть и силы, и активность, но он затрудняется в определении своих жизненных программ. Это еще один случай, когда мы должны быть к друг другу внимательны, оказывать моральную поддержку,”душевную помощь”.

Такие кризисы могут проявляться не только “в чистом виде”, возможны их комбинации, что чаще всего и бывает. Например, опустошенность и бесперспективность; нереализованность и бесперспективность; нереализованность, опустошенность и бесперспективность.

Новообразования: по Эриксону – генеративность(творч-кий потенциал, забота старшего поколения о младшем, ответ-ть за сохранение и совершенствование культуры), кот стала итогом завершения кризиса середины жизни.

Старческий возраст – за ключительный период чел жизни, условное начало кот связано с отходом чел-ка от непосред участия в производительной жизни об-ва. Хронол границы, отдел старость от зр возраста условны из-за огромных индивид различий в появлении признаков старения ото помимо ослабления здоровья, упадка физ сил, старость харак собственно психол изменениями: интеллект и эмоц уход во внутренней мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

ССР – связана с уходом на пенсию контакты с коллегами по работе, стремление подготовить себе замену. На первое место в структуре потребностей пожилых выходит: потр в избеганиистраданий; потр в автономии и независимости; потр в проецировании на других своих психич проявлений. Др особенность потреб-ой сферы пож людей проял-ся в появлении «сдвоенных» потребностей (н-р потр в избеганиистраданий выступает как двойная, сединяя в себе беспокойство, кот тоже становится потребностью.) Причиной появления «двойной» потрявл чрезмерное усиление потр в избегании страдания. Ее непомерноеразрастаниеприводит к возникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потр в беспокойстве. Ослабление поведенческого контроля определяет нарастание эгоцентричности в старости, убеждения стариков в неоспоримой справедливости их позиций и как следствие амбициозности, обидчивости, и нетерпимоси к возражениям, регидности, догматизма, мнительности. Недооценка пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего пов-я в отн-ии с окрж-ми ведет к снижению эмоцион контроля и произвольности полв-я и как следствие к постепенной утрате этих навыков, а также к «заострению личностных черт»: переростанию осторожности в подозрительность, бережливость в скупость, а также появ-ю консерватизма стариков-их безучастного отн-я к настоящему и будущему.

Молчанова выявила, что к позднему возрасту наряду с общим снижением самооценки нарастают факторы компенсации, способст длительному поддержанию Я-концепции: а) наличие у испыт позднего воз-та высоких поз-ций реальной самооценки пол ряду параметров; б) фиксация на позитивных четтах своего хар-ра, в) снижение идеальных сасооц-к и сближение их с реальной самооценкой; г) относительно высокий уровень самоотношения; д) признание своей позиции удовл-ой (даже если она крайне низкая); е) ориентация на жизнь детей и внуков. Вместе с жизненной мудростью центр психолновообраз-ем старости явл способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, кот чел-к сможет или не сможет реализовать.

Типологии: Гизе: 1) старик-негативист, отриц у себя какие-либо признаки старости; 2) ст-экстравертированный, призн-щий наступление ст через внешние влияние и путем наблюдения за изм-ми (выросла молодежь, смерть близких, новшества в обл техники, соц жизни); 3 ) интравертированный тип, хар-но острое переживание старости. Чел-к не проявляет интереса к новому, погружен в воспомин о прошлом, малоподвижен.

И.Б. Кон: благопол типы: 1-активная, творческая старость (воспит молодежи); 2-пенсионеры занимаются делами, накот раньше не было времени: самообраз-ем, отдыхом; 3-преим-но женщины-приложение сил в семье, однако удовлетвжизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух, 4-смысл жизни-забота о собст здоровье. Отриц типы: а) агрессивные старые ворчуны, критик-щие все, сплошные претензии; б) одинокие неудачники, разочар в жизни. Бромлей: 1- конструктивное отн-е к старости, при кот пожилые люди внутренне уравновешены, имеют хор насроение.Самооценка этой грпож людей довольна высока.; 2-отношение зависимости-от партнера или от реб-ка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий от профессдеят-ти. Семейная среда обеспечивает ему ощущение без-сти, помогает поддерживать вн гармонию, не испытывать ни враждебности, ни страха. 3-Оборонительное отношение-неохотное принятие помощи от др людей, с большой неохотой оставляют свою профдеят-сть. 4-Отн-е враждебности к окружающим-агрессивны, взрывчаты, стремятся переложить на др вину и ответст-ть за собст неудачи, у таких людей сильный страх смерти; 5-Отн-е враждебности к самому себе- пассивны, безропотно принимают то, что посылает им судьба, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: