double arrow

Методы психодиагностики. Общая характеристика проективных методов.

Метод психодиагностический — методы выявления измерения индивидуальных особенностей на базе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

II группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Проективные методики – тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. П.м. представляют собой специальную технику клинико-эксперимент-го исслед-я особенностей лич-ти, к.т. наименее доступны непосредственному наблюдению/опросу. Термин «проективные» был использован Л. Френком в 1939 г.

Различают следующие группы проективных методик:

1. Методики структурирования, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом.

В них человеку показывают картинки с нечеткими, размытыми образами и предлагается пофантазировать на тему о том, "что бы это могло быть", "что это напоминает". К этой группе относится, например, тест Роршаха, где используются обычные чернильные пятна, в которых можно увидеть самые разные образы: причудливых птиц, или башни, или танцующие пары и т.п.

Он создан Г. Роршахом в 1921 г. Тестом диагностируют структурные характеристики личности: индивид-е особ-ти аффективно-потребностной сферы и познават-ой деятельности, внутрилич. и межлич. конфликты и меры борьбы с ними, общую направленность личности и т. д.

2. Методики конструирования – создание из разрозненных оформленных деталей единого целого (тест Мира);

Первый вариант теста предложен М. Ловенфельд (1939). Предназначен для обследования детей и взрослых. Стимульный материал состоит из 232 моделей предметов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т. д.). Обследуемый по своему усмотрению создает из этих предметов то, что авторы назвали «малый мир». Основой для интерпр-ии явл-ся учет: предметов, выбираемых первыми; кол-ва использованных предметов; пространства, занятого конструкцией. В зарубежных исследованиях отмечается, что тест позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы.

3. Методики интерпретации – интерпретация, объяснение некоторой ситуации, события (Тест апперцепции тематической)

Здесь человеку предлагают несколько сюжетных картинок и просят его рассказать свою собственную интерпретацию того, что на них изображено, придумать небольшой рассказ об этих героях. При этом психолог может помогать своему клиенту, задавая наводящие вопросы, например: "Как Вам кажется, какое выражение лица у этой женщины? Как Вы думаете, большая ли у нее семья? Кем она работает?" и т.п. По такому принципу построен Тест Тематической Апперцепции (ТАТ).

Методика создана Х.Морган и Г.Мюрреем в 1935 г. Является методом, посредством к.т. раскрываются некоторые из доминирующих импульсов эмоций, чувств, комплексов и конфликтов определенной личности. Особой ценностью является то, что он в состоянии вскрывать определяющие мотивы, которые испытуемый или пациент не хотел бы открывать, или не может открыть, потому что не осознает их.

4. Методики дополнения, где требуется продолжить рассказ, предложение и т.п. (закончи предложение, рассказ);

Здесь психолог предлагает своему клиенту завершить небольшой рассказ, историю, или предложение. Например, это могут быть сюжеты повседневных конфликтов. Допустим, человек говорит своему соседу, протягивая ему сильно измятый листок бумаги: "Извините, мой сын слегка испортил вашу газету, которую вы давали мне почитать". Что ответит ему хозяин газеты? То, каким образом завершает человек предложенные ему конфликтные ситуации, какими ответными репликами он наделяет персонажей, позволяет судить о том, как он сам ведет себя в подобных случаях - начинает "качать права", или соглашается с чем угодно, лишь бы избежать выяснения отношений, или ищет разумный компромисс.

5. Методики катарсиса (психодрама Джекоба Морено) – выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях (психодрама, проективная игра);

Предложена Дж. Морено в 1946 г. Осуществляется в виде импровизированного театрального представления, в к.т. обследуемый играет роль самого себя или воображаемого лица. Считается, что в специально созданных драматических ситуациях, созвучных переживаниям обследуемого, проявляются его личностные особенности, а путем аффективного отреагирования (игровой катарсис) достигается терапевтический эффект.

Стандартной процедуры обследования нет, однако автором разработана общая схема, в которой «вспомогательные Я» (специально подготовленные актеры) создают в игровой форме необходимые стимульные условия. Для интерпретации (исключительно качественной) конфликтов и переживаний, проявляющихся в игровой деятельности, широко привлекаются положения психоанализа.

6. Методики импрессивные, основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных. В них человеку предлагается выбрать из нескольких образов те, которые нравятся ему в большей степени и те, какие, напротив, не нравятся, вызывают раздражение. К этой группе относится тест Люшера, опубликованный в 1948 г. Методика основана на субъективном предпочтении цветных стимулов, где используются карточки с различными цветами. Тест позволяет определить личностные особенности индивида в конкретной ситуации.

7. Графические методики (ДДЧ Дж. Бука, «автопортрет» Р. Бернса)

Методика ДДЧ предназначена для взрослых и детей; возможно групп-е обслед-е. Методика предложена Дж. Баком в 1948 г. Каждый рис.-это своеобразный автопортрет, детали к.т. имеют личностное значение. По рис. можно судить об аффективной среде лич-ти, ее потребностях, уровне психосекс-го развития и т. д.

Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Бернсом, который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. Предназначен для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности

Преимущества и недостатки проективных методик:

С одной стороны, они раскрывают индивидуальные стороны характера, его уникальность и неповторимость. В этом - безусловное их преимущество перед стандартизированными психологическими опросниками. Но, с другой стороны, их интерпретация требует особенной тщательности, занимает довольно много времени. Поэтому они чаще используются при индивидуальной работе с человеком (например, при психотерапевтической работе или психиатрическом лечении), когда необходимо уделить внимание мельчайшим нюансам его внутреннего мира, составить как можно более подробный психологический портрет. В других случаях, когда такая тщательность не является столь необходимой (например, для определения профессиональной пригодности, или уровня развитости интеллекта), используют стандартизированные тесты, которые можно быстро обработать на компьютере и получить однозначные и точные результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: