Семья как фактор социализации личности

Семья - это малая соц. группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Именно в семье человек получает первый опыт социальноговзаимод-я.

3 вида родственных связей:

1) кровное(братья и сестры),

2) по рождению (родители и дети)

3) брачные (муж и жена)

Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. К основным функциям семьи можно отнести: Репродуктивную - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода; Воспитательную - духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни; Хозяйственно-бытовую - поддержание физич-го состояния семьи, уход за престарелыми; Экономическо-материальную - поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных; Функцию организации досуга - поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов; Функцию социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Структура семьи – это состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей; «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений; «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включ. неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; «семья родителя-одиночки» явл-ся хоз-вом, к.т. ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга.

Типы семей: Традиционная семья. Воспитывается уважение к авторитету старших, основным требов-ем явл-ся подчинение. Взаимодействие в семейных отношениях осуществляет в направление "сверху – вниз". Детоцентрическая семья. Основу такой семьи составляет ребенок, к.т. становится ее центром. Главная цель родителей - обеспечить "счастье ребенка". Демократическая семья. В такой семье существует взаимное доверие и каждый обладает некой автономностью. Взаимод-е родителей и детей происходит в "горизонтальной" плоскости, т.е. м/у ними ведется диалог равных.

Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психич. развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоц-е принятие ребенка, со стороны ребенка — привязанность и эмоц-е отношение к родителю. •удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя; • стиль общения и взаимод-я с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка; • социальный контроль: требования и запреты, их сод-е и количество; способ контроля; санкции. • степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспит-я.

Изучение влияния стиля родительского повед-я на соц. развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд).

В процессе исслед-я было выделено 3 гр. детей. 1 составили дети, у к.т. отмечался высокий уровень независимости, активности, сдержанности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). 2-ю образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). 3-ю группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модельIII).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки. Доброжелат-ть: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке, любовь, сострадание.

Модели поведения: Модель поведения I Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общались. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля. Модель поведения II Больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей.не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Модель поведения III Родители были снисходительными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. В Н.в. все большее внимание уделяется фактору психол деформации семьи.

Исслед-я убедительно свид-ют, что психол-ая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений в ней оказывают влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям — от соц. инфантилизма до асоциального поведения. Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений.

Семейное консультирование – это решение вопросов возникающих у чел в собственной семье или семье близких для него людей; выбор будущего супруга, оптимальное построение и урегулирование взаимоотн-ий в семье; предупрежд-е и разрешение конфликтов; поведение супругов в момент развода и после него; хронические трудности; решение текущих внутрисемейных проблем и т.д.

Этапы консульт-я: Диагностический - систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагн-е процедуры. На основе совместногоисслед-я психолог и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки. При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация. Основной этап консульт- я - отбор и применение средств, к.т. позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продукт-говзаимод-я. На этом этапе консультант осмысливает результаты диагн-ки и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивид-е и гр-е программы социально-психол-й поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и потребности. Анализ промежуточных и конечныхрезультатов совместной работы и внесение на их основе изменений в прогр. консультир-я-сопр-я.

Методы и приемы, использу-е в семейном консульт-и: основным методом психол. конс-я считается интервью, т.е. беседа, направленная на социально-психол. поддержку семьи и помощь ей. Конс-ты исп-ют все богатство методов и приемов, разраб-х в психотерапевт-х школах: от диалогического общения Роджерса, и психодрамы Якоба Морено до структурированных технологий НЛП и, конечно, системной семейной терапии. Для обеспеч-я обр-й связи исп-ся видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они предст-ют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и распол-я в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоот-я в статике или динамике).

Современные подходы к семейномуконс-ю. В последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный.Основоположники системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, К. Витакер и др.) рассм-ют семью как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы ок-ют деструктивное влияние на всех. Поскольку семья – это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и др. входящие в нее подсистемы (др. членов семьи) и одновременно испыт-ют воздействие с их стороны.

Др. вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, – структурная семейная терапия С. Минухина.

В основе подхода лежат 3 аксиомы. Осуществляя психол. помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из ее членов должен рассм-ся как ее подсистема. Терапия семьи изменяет ее структ и приводит к измен-юповед-я кажд. из членов сем-ной сист. Работая с семьей, псих-гприсоед-ся к ней, в результате возникает терапевтич-я система, делающая возможными семейные изменения. Семья предстает как дифференцир-е целое, подсист. к.т. – отдельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсист. (родительская, супружеская, детская) имеет специфич-е функции и предъявляет к своим членам опред-е треб-я. При этом для каждой подсист. необходима определенная степень свободы и автономии.

Способы орг-ии процесса семейного конс-я Семейное конс-е – это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного конс-я: общение со всей семьей, индивид-е конс-е одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, т.е. с семьей в узком смысле этого слова (отец – мать – дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, к.т. оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.); работа с экосистемой или социальной сетью. Конс-е семьи по поводу сложностей во взаимоотн-х с детьми. Большинство обращений к психологу связано с проблемами, возник-ми в процессе воспитания детей. На 1 году жизни ребенка родители чрезвычайно редко обращаются за консультацией к психологу. А именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в восп-ии, заложить основы гармоничного личностного развития ребенка. В раннемвозр. у детей разв-ся общие движения, действия с предметами, появляются первые игры. Особую роль играет формир-е навыков самост-ти, разв-е понимания обращенной к малышу речи и формирование его собственной речи. На 3 году жизни у реб. начинает формироваться сюжетная игра, он учится строить распространенные фразы и придаточные предложения, задает разнообразные вопросы. Поэтому задача родителей – направить познават-ю акт-ть малыша на знакомство со свойствами объектов и с их функциональным назначением. Основной формой взаимод-я явл-ся паритетное, равноправное, сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. На конс-ю к психологу часто обращаются родители дошк-в с жалобами на их агрессивное поведение. Агрес-е повед-е ребенка связано в первую очередь с окр-ем, а не с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремлением поступать так, а не иначе. Родит.необходимо помнить, что личная агрессивность взрослых способствует возникновению и закреплению у детей агрессивного поведения. На агрессию никогда нельзя отвечать агрессией, взрослый должен показать ребенку пример конструктивного разрешения возникшего конфликта. За агрессию нельзя строго наказывать – это закрепляет негативные формы поведения, но и потакать агрессивному поведению ребенка тоже не следует. Мл.шк. возраст – следующий период всплеска родит-х запросов на конс-ю у специалиста. В первую очередь он связан с проблемами дезадаптации ребенка в системе шк. обуч-я. Радость первых дней пребыв-я в шк. сменилась нежеланием идти в класс. Помочь родителям разобраться, почему так случилось, – задача специалиста. В подобной ситуации необходима консульт-я работа с родителем, а не с ребенком, иначе его негативное восприятие школы нанесет непоправимый вред реб. Подр-й возраст – самый трудный для родителей, именно в этот период у них возникает множество проблем с детьми. В результате конс-т должен научить родит за внешними проявлениями поступков видеть их мотивы. А в мотивах усматривать тип семейных отношений, к.т. в первую очередь с их помощью сложился в семье. Такой взгляд на имеющиеся у детей проблемы помогает род-м лучше осознавать свои собственные трудности, а след-но, закладывает основу для преодол-я негативных последствий собственноговоспит. При таком подходе взрослый чел начинает осознавать, что процесс самовосп-я безграничен, что его перспективы огромны, а значит, «есть выход в конце тоннеля».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: