Коммуникации выполняют несколько очень важных функций. Обычно выделяют пять основных.
1. Связующая заключается в том, что благодаря ей люди объединяются в процессе любой деятельности.
2. Формирующая, в соответствии скоторойобщение помогает человеку сформировать определенные качества личности.
3. Подтверждающая функция. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". Это состояние человека фиксируется в понятии "неподтверждения".
Каждый день мы в процессе общения «подтверждаем существование друг друга» с помощью привычных действий, закрепленных нормами этикета: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека "минимума подтвержденности".
|
|
4. Межличностная функция заключается в организации и поддержании межличностных эмоциональных отношений.
5. Внутриличностная функция общения предполагает общение человека с самим собой. Это универсальный способ мышления человека.
7. Фазы коммуникативного контакта.
Коммуникативное событие включает в себя серию контактов между партнерами, объединенных общей целью.
Каждый контакт реализуется через ряд фаз:
1. Фаза подготовки.
2. Фаза установления контакта.
3. Фаза концентрации.
4. Фаза анализа.
5. Фаза аргументации и убеждения.
6. Фаза закрепления результата и завершения контакта.
Из всех фаз наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Контакт нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты коммуникации. Но, даже если коммуникативный контакт происходит неожиданно для партнеров, нельзя утверждать, что подготовка невозможна. К подготовительным действиям можно отнести, в этом случае, и повышение собственной психологической компетентности, расширение эрудиции в разнообразных областях знаний, накопление и анализ коммуникативного опыта.
Вторая фаза - установление контакта. Здесь важна самонастройка, а также умение почувствовать состояние партнера, «подстроиться» под него и включить его в процесс коммуникации. Смысл подстройки заключается в том, чтобы снять у партнера психическое напряжение и снизить возможность внутреннего сопротивления. Этот период завершается установлением психологическогоконтакта.
Далее идет фаза концентрации. В узком смысле - это сосредоточение внимания на содержании проблемы, целях, задачах сторон, сбор информации, касающейся данного общения.
|
|
Однако необходимо подчеркнуть, что в общем смысле фаза концентрации предполагает и сосредоточение на особенностях поведения партнера. Поэтому можно предположить, что концентрация внимания осуществляется уже на этапе вхождения в контакт, когда у партнеров происходит экспресс-анализ первых впечатлений друг о друге, и формируются варианты возможного поведения. Цель анализа - понять потребности, интересы, причины поведения собеседника и спрогнозировать его дальнейшее поведение.
Фаза аргументации и убеждения предполагает обоснование партнерами собственной точки зрения, а также осмысление и обсуждение аргументов партнера. Наиважнейшим условием продуктивного общения на данном этапе является корректное отношение к партнеру и признание его права на собственную точку зрения, даже если она кажется ошибочной.
И, наконец, фаза фиксации результата и завершения контакта. Это очень ответственный момент в отношениях. На этой стадии подводится итог достигнутым договоренностям, происходит принятие партнерами на себя ответственности за принятые решения или сообщается о прекращении контакта, если коммуникация оказалась неприятна партнерам. Ошибка в этой фазе иногда может полностью изменить результат многочасовой беседы. Необходимо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения.
Практически это можно использовать так: ставя перед собой цель, вы легко можете подобрать адекватный вид общения, а также учесть влияние тех видов общения, которые возникают спонтанно (например, косвенное или невербальное общение).
Чтобы не запоминать лишнего, запомните главное:
-виды коммуникации всегда зависят от условий протекания и целей партнеров;
- наиболее продуктивными являются те уровни коммуникаций, которые основаны на безоценочном восприятии личности партнера, и деликатном проявлении интереса к нему.
Вопросы по теме:
1) как косвенная коммуникация влияет на формирование нашего статуса в обществе?
2) в чем отличие между убеждающей и внушающей коммуникацией?
3) в чем сходство между внушающей, экспрессивной и титуальной коммуникациями?
4) Какие функции выполняет процесс коммуникации? В чем это проявляется?
5) Какие фазы проходит процесс коммуникации и какие из них можно считать наиболее важными?