Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях
Общими признаками инновационных игр являются:
- Участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи.
- Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.
- В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности ориентация на совместные ценности.
- В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.
- В процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.
- Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.
- Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.
|
|
Для организации инновационных игр необходимо выполнение следующих условий:
1. Участие руководителя высшего уровня.
2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.
3. Продолжительность - не менее пяти, максимальная - одиннадцать дней.
4. Рабочий день - не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин.
5. Не разрешаются опоздания к началу работы и досрочный уход.
6. Общая численность участников игры - 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые семь игроков).
7. Численность группы - не более 9 человек. Число групп - 3-6.
8. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным.
9. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования.
10. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.
11. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном режиме».
12. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.
Этапы игры:
- диагностика проблемы;
- анализ ситуации;
- формулирование проблемы;
- определение целей;
- выработка решений;
- разработка проблемы;
- формирование программы реализации проекта.
Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы:
1) Системность, заключающаяся в программировании и развертывании инновационной игры как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.
2) Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.
3) Единоначалие руководителя игры.
|
|
4) Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения инновационной игры вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы».
5) Саморазвитие. Инновационные игры как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра непохожа на предыдущую.
6) Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.
7) Принцип развивающего обучения, ориентирующий участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задачи консультантов - не найти решение проблемы, а научить этому игроков.