Организация инновационного менеджмента

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его эле­ментов в едином процессе управления инновациями. Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента. В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора ана­лиза, хранения и передачи информации (компьютеры и сети (в т.ч. Интер­нет), терминалы, электронные устройства, телефаксы и т.п.). Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация), а технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного про­дукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.

Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления. Инновационный менеджмент состоит из следующих элементов:

1) инновационного процесса;

2) определения цели управления инновацией;

3) выбора стратегии менеджмента инновации;

4) определения приемов управления инновацией;

5) разработки программы управления инновацией;

6) организации работ по выполнению программы;

7) контроля за выполнением намеченной программы;

8) анализа и оценки эффективности приемов управления;

9) корректировки приемов менеджмента инновации.

Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, т.е. в самом инновационном процессе. Инновационный процесс – это базис, от которого зависит в дальнейшем эффективность использова­ния приемов инновационного менеджмента.

На втором плане организации инновационного менеджмента оп­ределяется цель управления данным новым продуктом или опера­цией. Цель – это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т.п.

Важным этапом организации является выбор стратегии управления инновациями. Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели. При выборе стратегии и приемов менеджмента инноваций часто используется определенный стереотип, который склады­вается из опыта и знаний менеджера в процессе его работы. При отсутствии типовых ситуаций менед­жер должен переходить от стереотипных решений к поиску опти­мальных, приемлемых для себя решений.

Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью. Последнее означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и не­повторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуа­ции.

Инновационный менеджмент отличается высокой динамичностью. Его эффектив­ность во многом зависит от быстроты реак­ции на изменение условий рынка и экономической ситуации. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и пра­вильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рын­ка, место и положение на нем данного продуцента, а также способ­ности менеджера быстро найти хорошее решение в данной ситуации в данный момент времени.

Готовых рецептов в инновационном менеджменте нет и быть не может, но, зная приемы и методы решения тех или иных задач, можно добиться ощутимого успеха в конкретной ситу­ации. Важные этапы организации инновационного менеджмента – разработка программы управления инновацией и орга­низация работы по выполнению намеченных работ.

Программа управления инновацией пред­ставляет собой комплекс действий исполнителей, согласованный по срокам, результатам и фи­нансовому обеспечению для достижения поставленной цели. Программы могут быть целевые и рабочие комплексные.

Рабочая программа представляет собой программу, разработан­ную для реализации какой-то частной цели. Это частная программа, тогда как целевая комплексная программа есть результат применения про­граммно-целевого метода планирования, который предполагает на­личие цели и программы по ее реализации. В ней пре­дусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Программно-целевой метод планирования инноваций – это процесс, включающий:

1) наличие проблемы;

2) разработку различных вариантов ее решения;

3) разработку комплексной программы развития системы;

4) создание механизма реализации комплексной программы (с указанием конкретных исполнителей, их прав и обязанностей, уча­стков работы).

Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности.

В России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:

Секторы науки (деятельности)

Сектор Содержание
Государственный Организации министерств и ведомств (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.
Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию.
Предпринимательский Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.
Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.
Высшее образование Университеты и другие высшие учебные заведения
Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.
Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).
Частный бесприбыльный (некоммерческий) Частные организации (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.
Частные индивидуальные организации.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: