Показатели инновационного мониторинга предприятия

Инновационный мониторинг предприятия предлагается осуществлять в виде системы показателей. Ключевое назначение данных показателей заключается позиционировании и индикации инновационного прогресса и поиск путей улучшения эффективности инновационного прогресса в будущем.

Эти показатели преследуют три цели:

- оценка эффективности использования инновационного потенциала на конкретную дату или за определенный период;

- оценка соответствующего размещения человеческих ресурсов и финансовых вложений;

- определение потенциальных проблем, которые необходимо зафиксировать или раскрыть.

Система показателей включает в себя:

- период инновационной активности;

- норма выживания инновационных продуктов;

- норма эффективного выживания;

- инновационная эффективность инноваций в исследованиях и разработках;

- инновационная сила НИОКР;

- инновационные продажи;

- уровень инвестиций в новое;

- структура инновационного портфеля;

- структура процесса разработки нового продукта;

- инновационный доход на одного работника;

- рентабельность инноваций;

- сила инновационного рычага.

Период инновационной активности. Период времени в течении которого происходят инновационные изменения (по продукту, технологии, организации). Обычно выбирается равным от 1 года до 3-5 лет в зависимости от отраслевых особенностей и стратегии предприятия. Определение периода инновационной активности предприятия является актуальным так как для различных сфер деятельности он будет различным, между тем как необходимо выполнят сравнению между различными предприятиями. Кроме того, ряд последующих показателей рассчитывается именно за период инновационной активности, и традиционный календарный период для их расчета не применим. Следовательно, период инновационной активности позволит определит необходимую степень дискретизации экономического процесса при разработке стратегии.

Норма выживания инновационных продуктов. Норма выживания показывает как рынок относится к внедряемым инновациям как много коммерциализованных (ставших источником прибыли) новых продуктов находятся в товарном обращении после 3 летнего периода. Этот показатель демонстрирует скорость ухода новых продуктов данного предприятия с рынка.

Количество коммерциализованных продуктов, до сих пор на рынке

Н1= -------------------------------------------------------------------;

Общее число новых продуктов, которые коммерциализовывались

Норма эффективного выживания. Показывает, в какой степени коммерциализованные новые продукты соответствуют прогнозу годового дохода или прибыли. Этот показатель оценивает два процесса. Во-первых, показывает точность прогнозирования дохода или прибыли от новых продуктов и важен при отсутствии бизнес анализа и маркетингового тестирования. Во-вторых, позволяет изучать структуру прибыли или дохода и степень влияния инновационных источников прибыли.

Количество новых продуктов, превосходящих

первоначальный прогноз годового дохода

Н2= -----------------------------------------------------------------;

Общее число новых продуктов, которые коммерциализовывались

Показатель инновационной эффективности инноваций в области исследований и разработок. Мера, которая показывает, как велик успех, который получен на рубль, вложенный в исследования и разработки. Этот показатель можно использовать для оценки достаточности инвестиций в НИОКР и организационные изменения. Также показывает, что инвестиции в НИОКР могут быть конвертированы в новые продукты, производство, которых даст твердый возврат валовой прибыли. Такой способ изучения валовой или чистой прибыли аннулирует споры связанные с продажами и рыночной стоимостью и непосредственно оценивает вклад в новые продукты и отдачу такого вклада.

Совокупная 3 летняя валовая прибыль от

коммерциализованных новых продуктов

И1= --------------------------------------------------------------;

Суммарные 3 летние затраты на НИОКР, вложенные

исключительно только в новые продукты

Показатель инновационной силы НИОКР. Этот показатель четко показывает, как много инвестиций размещено в развитие новых продуктов. В зависимости от инновационной стратегии и важности новых продуктов для всеобщих целей роста этот показатель может быть установлен на соответственном уровне.

Суммарные 3 летние затраты на НИОКР, вложенные

исключительно только в новые продукты

И3= --------------------------------------------------------------;

Суммарные 3 летние затраты на НИОКР

Показатель инновационных продаж. Эта мера показывает влияние инновационных усилий на доход предприятия. Если инновации важны для роста, этот показатель обычно составляет не менее 15-25% ежегодно.

Совокупный 3 летний ежегодный доход, полученный от

коммерциализованных новых продуктов

И4 = ----------------------------------------------------------------;

Общий ежегодный доход

Показатель инвестиций в новое. Мера, которая показывает уровень инвестиций, размещенных во всеобщие и радикальные инновации. Этот показатель изучает пропорции в структуре инновационного портфеля.

Совокупные 3 летние затраты, размещенные в

новые продукты на уровне мира или страны

И4 = ------------------------------------------------------;

Совокупные 3 летние затраты в новые продукты

Структура инновационного портфеля (процентное содержание). Эта мера оценивает долю и действительный доход, приходящийся на каждый коммерциализованный новый продукт.

Количество и доход новых продуктов по типам:

Новые продукты в мире или стране (доход от этих продуктов);

Новые продукты для предприятия (доход от этих продуктов);

Линейное развитие (продолжение ряда);

Улучшение продуктового ряда;

Сохранение существующего продукта.

= -----------------------------------------------------------------------------;

Количество и доход новых продуктов (общий)

Процесс разработки. Показатель представляет собой мгновенный снимок того, как заполнен процесс разработки новыми продуктами. Он основан на сложившихся фактах, показывающих как много нужно концепций для того, чтобы действительно произвести коммерциализацию нового продукта. Это дает беспристрастную оценку количества разрабатываемых продуктов, которое необходимо для коммерциализации заданного числа продуктов.

П = Количество новых продуктов на каждой стадии

процесса разработки на конец года;

Варианты стадий:

Идея

Концепция

Прототип

Рыночное тестирование

Внедрение

Коммерциализация

Инновационный доход на одного работника. Мера, показывающая производительность людей, занимающихся инновациями. Этот показатель также дает представление об эффективности размещения дополнительных ресурсов.

Общий годовой доход от коммерциализации новых продуктов

ИД = --------------------------------------------------------------------;

Общее число работников (эквивалентно полному времени занятости) полностью занятых инновационной инициативой

Рентабельность инноваций. Это известное выражение, определяющее рентабельность за период как отношение суммарной чистой прибыли к ко всем инновационным инвестициям.

5(Совокупная чистая прибыль от новых продуктов)

ROIin= -------------------------------------------------------------------------

Затраты Затраты Производственные Первоначальные

R(на) + D(на) + IRI(инвестиции,) + ICP(коммерческие)

исследование разработку прибыльные предпродажные расходы


[1] Шукшунов В.Е., Сенин А.А. Концепция создания научных и технических парков. - СПб: 1993

Научные и технологические парки// Сборник методических материалов. (под ред. Кулагина А.С., Шукшунова В.Е.) – М.: 1993.

[2] Шукшунов В.Е. Российские технопарки: вчера, сегодня, завтра, - СПб.: 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: