Цель: знакомство с основами тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Основные психологические понятия по теме:
Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0, 05 до 0,2
Сенсомоторные нарушения- нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.
Слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.
Слепые дети - полное отсутствие зрительных ощущений, либо имеющих остаточное зрение или сохраненная способность к светоощущению
Тифлопсихология – наука изучающая закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторных процессов.
Тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.
Частично, или парциально слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение.
План:
1. Особенности развития познавательной сферы слепых детей.
2. Особенности личностного развития слепых детей
3. Речь и общение при нарушениях зрения.
4. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.
5. Особенности психологической коррекции и реабилитации слепых и слабовидящих детей.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое тифлопсихология?
2. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?
3. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих.
4. Каковы особенности познавательной сферы слепых и слабовидящих?
5. Как влияет слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?
Литература
- Лапп Е.А. развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.279-300
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. 194-367.
Дополнительная литература
- Кантор В.З. Реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. – Дефектология, №5. С.38-44.