Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения

Цель: знакомство с основами тифлопсихологии и тифлопедагогики.

Основные психологические понятия по теме:

Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0, 05 до 0,2

Сенсомоторные нарушения- нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.

Слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.

Слепые дети - полное отсутствие зрительных ощущений, либо имеющих остаточное зрение или сохраненная способность к светоощущению

Тифлопсихология – наука изучающая закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторных процессов.

Тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.

Частично, или парциально слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение.

План:

1. Особенности развития познавательной сферы слепых детей.

2. Особенности личностного развития слепых детей

3. Речь и общение при нарушениях зрения.

4. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.

5. Особенности психологической коррекции и реабилитации слепых и слабовидящих детей.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое тифлопсихология?

2. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?

3. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих.

4. Каковы особенности познавательной сферы слепых и слабовидящих?

5. Как влияет слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?

Литература

  1. Лапп Е.А. развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. М.: ТЦ Сфера, 2000.
  2. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.279-300
  4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. 194-367.

Дополнительная литература

  1. Кантор В.З. Реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. – Дефектология, №5. С.38-44.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: