Семинар № 8. Дети с церебральным параличом

Цель: знакомство с определением, этиологией и основными формами церебрального паралича.

Основные психологические понятия по теме:

Атонически – астатическая форма (мозжечковая) – характеризуется низким мышечным тонусом.

Гемиплегия – поражение либо правой, либо левой половине тела.

Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия) – одностороннее повреждение двигательной зоны коры головного мозга.

Гиперкинезы – внезапные, повторяющиеся стереотипные движения или вокализации, вызванные непроизвольной кратковременной активацией мышц или мышечных групп.

Гиперкинетическая форма – двигательные расстройства. Проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов.

ДЦП – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля сл стороны ЦНС за функционирование мышц.

Двойная гемиплегия – самаятяжелая форма ДЦП. Тяжелые двигательные нарушения во всех четырех конечностях

Диплегия (параплегия) – поражение либо верхних, либо нижних конечностей.

Моноплегия – редко встречающееся поражение одной конечности.

Мышечная ригидность – повышенный мышечный тонус общего или частичного характера.

Спастическая диплегия – двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях, ноги поражаются сильнее, чем руки.

Тетраплегия- общее поражение всех четырех конечностей.

Тики – неожиданные, быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся автоматизированные мышечные сокращения.

Тремор – дрожание в различных мышечных группах – мышцах языка, пальцев рук, дрожание в ногах.

План:

1. Психическое развитие при церебральном параличе.

2. Олигофрения у детей с ДЦП

3. Особенности личностного развития у детей ДЦП.

4. Коррекционно-психологическая работа с детьми ДЦП

Вопросы для самопроверки

1. Определите понятие «детский церебральный паралич».

2. Укажите основные причины ДЦП.

3. В чем проявляются нарушения ВПФ при ДЦП?

4. Дайте характеристику ЗПР у детей с ДЦП

5. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?

6. Дайте характеристику речевых нарушений при ДЦП.

7. Каковы особенности личности у детей с ДЦП?

Литература

1. Аннете Финк Кондуктивная педагогика А.Пете. – М.: Академия, 2003.

2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Академия, 2001.

  1. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 367-391.
  2. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 316-332
  3. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительная литература

1. Устинова Е.В. Возрастная динамика особенностей тревожности и страхов у детей и подростков с церебральным параличом. – Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.16-22.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: