Единственное, что может привести Революцию и социализм на Кубе к провалу, поставив будущее нации под угрозу, – это наша неспособность преодолеть ошибки

То, что мы одобрим на этом съезде, не может постичь участь решений предыдущих, которые почти все были забыты, оставшись невыполненными. То, что мы решим на этот раз и в будущем, должно стать руководством к поведению и действию партийцев и руководителей партии и должно, чтобы гарантировать претворение в жизнь, воплотиться в юридические инструменты, которые надлежит принять Национальной ассамблее народной власти, Государственому совету или правительству, в зависимости от их законодательных полномочий в соответствии с Конституцией.

Не мешает уточнить, во избежание ошибочных толкований, что решения съездов и других органов партийного руководства сами по себе не становятся законом, а являются ориентацией политического и морального характера, и дело правительства, которое именно управляет, регулировать их применение.

Поэтому Постоянная комиссия по исполнению и развитию будет включать юридическую подгруппу, состоящую из специалистов высокой квалификации, которая будет координировать с соответствующими органами полное соответствие мер системе институтов, необходимые изменения в юридическом плане, сопровождающие актуализацию экономической и социальной модели, упрощая и гармонизируя содержание сотен министерских резолюций, решений правительства, декретов-законов и законов, и вследствие этого будет предлагать, в должный момент, внесение надлежащих уточнений в саму Конституцию республики.

Не ожидая, пока все будет готово, уже завершается разработка юридических норм, относящихся к купле-продаже жилья и автомобилей, внесение изменений в декрет-закон № 259 для расширения пределов пустующей земли, передаваемой в пользование сельскохозяйственным производителям с выдающимися результатами, а также предоставление кредитов самозанятым и населению в целом.

Мы также считаем уместным предложить съезду, чтобы будущий Центральный Комитет включал первым пунктом в повестку всех своих пленумов, которые должны проводиться не реже двух раз в год, отчет о состоянии исполнения принятых на нынешнем съезде решений по актуализации экономической модели, а вторым пунктом – анализ выполнения экономического плана соответственно за первое полугодие или за год.

Мы также рекомендуем Национальной ассамблее народной власти принять подобный порядок на своих очередных сессиях с целью усилить ведущую роль, свойственную ей как высшему органу государственной власти.

Исходя из глубокого убеждения, что ничто нами делаемое не совершенно и даже то, что кажется таким сегодня, уже не будет таким завтра перед лицом новых обстоятельств, высшие органы партии, государственной и правительственной власти должны все время, систематически и внимательно, следить за этим процессом и быть в состоянии вовремя вносить необходимые уточнения, чтобы исправлять негативные последствия.

Речь идет, товарищи, о том, чтобы быть начеку, стоять ногами на земле и прикладывать к ней ухо, чтобы, когда возникает практическая проблема в любой сфере и любом месте, кадры различных уровней действовали оперативно и толково, чтобы мы больше не предоставляли ее решение времени, так как по собственному опыту знаем: произойдет только одно – проблема усложнится еще больше.

Точно так же мы должны культивировать и поддерживать постоянную взаимосвязь с массами, избавленную от всякого формализма, чтобы успешно улавливать их озабоченность и неудовлетворенность, чтобы именно они указывали темп предстоящих перемен.

Внимание к недавним недоразумениям, связанным с реорганизацией некоторых базовых служб, показывает: когда партия и правительство, выполняя каждый свою роль различными методами и разным стилем, действуют быстро и согласованно, реагируя на озабоченность населения, и разъясняют ситуацию ясно и просто, удается достичь поддержки данной меры и укрепляется доверие народа к своим руководителям.

В решении этой задачи кубинская пресса, в различных ее форматах, призвана играть решающую роль, объективно, непрерывно и критически разъясняя и освещая ход актуализации экономической модели, чтобы, благодаря разумным и конкретным материалам и работам, написанным доступным всем языком, в стране развивалась культура обсуждения этих тем.

На этом фронте также требуется навсегда оставить позади привычку к триумфализму, пустозвонству и формализму при подходе к национальной действительности и создании печатных материалов и программ телевидения и радио, которые своим содержанием и стилем привлекали бы внимание и стимулировали общественное обсуждение, что предполагает повышение профессионализма и знаний наших журналистов. Но верно и то, что они, несмотря на принятые партией решения по информационной политике, в большинстве случаев не получают ни надлежащего доступа к информации, ни частого контакта с кадрами и специалистами, ответственными за обсуждаемые вопросы. Совокупность этих факторов объясняет нередкое появление скучных, импровизированных и поверхностных материалов.

Не менее важным должен быть вклад наших средств массовой информации в развитие национальной культуры и в возрождение в обществе гражданских качеств.

Перейдем к другому жизненно важному вопросу, который тесно связан с актуализацией экономической и социальной модели страны и должен помочь ее претворению в жизнь. Мы предлагаем провести Национальную партийную конференцию, чтобы принять решения о видоизменении методов и стиля ее работы, с целью конкретизировать в ее деятельности, раз и навсегда, содержание статьи 5 Конституции республики, устанавливающей, что партийная организация является организованным авангардом кубинской нации и высшей руководящей силой общества и государства.

Вначале мы думали созвать эту конференцию в декабре 2011 г., однако, учитывая сложности, свойственные последнему месяцу года, и целесообразность иметь разумный резерв времени для уточнения деталей, предлагаем провести этот форум в конце января 2012 г.

Еще 18 декабря прошлого года, выступая в парламенте, я объяснил, что из-за недостатков, проявлявшихся административными органами правительства в выполнении своих функций, партия много лет была вовлечена в задачи, ей не подобающие, что ограничивало и связывало ее роль.

Мы убеждены: единственное, что может привести Революцию и социализм на Кубе к провалу, поставив будущее нации под угрозу, – это наша неспособность преодолеть ошибки, совершенные нами на протяжении более чем 50 лет, и новые, в которые мы могли бы впасть.

Первое, что мы должны сделать, чтобы исправить ошибку, – это осознанно признать ее во всем ее объеме. Реальный факт состоит в том, что, хотя Фидель с первых лет Революции ясно различал роли партии и государства, мы не были последовательны в выполнении его указаний и позволяли увлечь себя срочными делами и импровизацией.

Что может быть лучшим примером, чем сказанное лидером Революции еще 26 марта 1962 г., в выступлении по радио и телевидению, чтобы разъяснить народу методы и характер работы Объединенных революционных организаций, предшествовавших партии. Тогда он сказал:

«(…) Партия руководит, руководит через посредство всей партии, руководит через посредство государственной администрации. Руководящий работник должен обладать полномочиями. Министр должен обладать полномочиями. Администратор должен иметь полномочия обсуждать все, что окажется необходимым, с техническим консультативным советом (сейчас – Совет дирекции), с массами рабочих, с ячейкой, но решает администратор, поскольку ответственность несет он (…)». Конец цитаты. Эта установка была дана 49 лет назад.

Есть понятия очень хорошо определенные, в сущности полностью сохраняющие актуальность для достижения успеха на этом направлении, – независимо от времени, прошедшего с тех пор, как их сформулировал Ленин уже почти 100 лет назад, – к которым надо подойти по-новому, в соответствии с характеристиками и опытом нашей страны.

В 1973 г., в рамках процесса подготовки Первого съезда, было определено, что партия руководит и осуществляет контроль свойственными ей путями и методами, которые отличаются от путей, методов и возможностей, которыми располагает государство для осуществления своей власти. Директивы, резолюции и распоряжения партии непосредственно не имеют юридически обязывающего характера для всех граждан, они должны выполняться только ее членами сознательно, поскольку для этого она не располагает никаким аппаратом силы и принуждения. Это – важное различие роли и методов партии и государства.

Власть партии опирается в основном на ее моральный авторитет, на осуществляемое ею влияние на массы и на доверие, которое оказывает ей народ. Деятельность партии основывается, прежде всего, на силе убеждения, проистекающей из ее действий и из верности ее политической линии.

Власть государства исходит из ее материального авторитета, состоящего в силе институтов, уполномоченных требовать от всех выполнения юридических норм, которые оно издает.

Вред, вызываемый смешением этих понятий, выражается, прежде всего, в ослаблении политической работы, которую должна осуществлять партия, и, во-вторых, в понижении авторитета государства и правительства, поскольку их должностные лица перестают чувствовать себя ответственными за свои решения.

Речь идет, товарищи, о том, чтобы навсегда избавить партию от всех дел, не свойственных ее характеру политической организации, короче говоря, освободиться от административных функций и заниматься каждому своим делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: