То, что мы одобрим на этом съезде, не может постичь участь решений предыдущих, которые почти все были забыты, оставшись невыполненными. То, что мы решим на этот раз и в будущем, должно стать руководством к поведению и действию партийцев и руководителей партии и должно, чтобы гарантировать претворение в жизнь, воплотиться в юридические инструменты, которые надлежит принять Национальной ассамблее народной власти, Государственому совету или правительству, в зависимости от их законодательных полномочий в соответствии с Конституцией.
Не мешает уточнить, во избежание ошибочных толкований, что решения съездов и других органов партийного руководства сами по себе не становятся законом, а являются ориентацией политического и морального характера, и дело правительства, которое именно управляет, регулировать их применение.
Поэтому Постоянная комиссия по исполнению и развитию будет включать юридическую подгруппу, состоящую из специалистов высокой квалификации, которая будет координировать с соответствующими органами полное соответствие мер системе институтов, необходимые изменения в юридическом плане, сопровождающие актуализацию экономической и социальной модели, упрощая и гармонизируя содержание сотен министерских резолюций, решений правительства, декретов-законов и законов, и вследствие этого будет предлагать, в должный момент, внесение надлежащих уточнений в саму Конституцию республики.
Не ожидая, пока все будет готово, уже завершается разработка юридических норм, относящихся к купле-продаже жилья и автомобилей, внесение изменений в декрет-закон № 259 для расширения пределов пустующей земли, передаваемой в пользование сельскохозяйственным производителям с выдающимися результатами, а также предоставление кредитов самозанятым и населению в целом.
Мы также считаем уместным предложить съезду, чтобы будущий Центральный Комитет включал первым пунктом в повестку всех своих пленумов, которые должны проводиться не реже двух раз в год, отчет о состоянии исполнения принятых на нынешнем съезде решений по актуализации экономической модели, а вторым пунктом – анализ выполнения экономического плана соответственно за первое полугодие или за год.
Мы также рекомендуем Национальной ассамблее народной власти принять подобный порядок на своих очередных сессиях с целью усилить ведущую роль, свойственную ей как высшему органу государственной власти.
Исходя из глубокого убеждения, что ничто нами делаемое не совершенно и даже то, что кажется таким сегодня, уже не будет таким завтра перед лицом новых обстоятельств, высшие органы партии, государственной и правительственной власти должны все время, систематически и внимательно, следить за этим процессом и быть в состоянии вовремя вносить необходимые уточнения, чтобы исправлять негативные последствия.
Речь идет, товарищи, о том, чтобы быть начеку, стоять ногами на земле и прикладывать к ней ухо, чтобы, когда возникает практическая проблема в любой сфере и любом месте, кадры различных уровней действовали оперативно и толково, чтобы мы больше не предоставляли ее решение времени, так как по собственному опыту знаем: произойдет только одно – проблема усложнится еще больше.
Точно так же мы должны культивировать и поддерживать постоянную взаимосвязь с массами, избавленную от всякого формализма, чтобы успешно улавливать их озабоченность и неудовлетворенность, чтобы именно они указывали темп предстоящих перемен.
Внимание к недавним недоразумениям, связанным с реорганизацией некоторых базовых служб, показывает: когда партия и правительство, выполняя каждый свою роль различными методами и разным стилем, действуют быстро и согласованно, реагируя на озабоченность населения, и разъясняют ситуацию ясно и просто, удается достичь поддержки данной меры и укрепляется доверие народа к своим руководителям.
В решении этой задачи кубинская пресса, в различных ее форматах, призвана играть решающую роль, объективно, непрерывно и критически разъясняя и освещая ход актуализации экономической модели, чтобы, благодаря разумным и конкретным материалам и работам, написанным доступным всем языком, в стране развивалась культура обсуждения этих тем.
На этом фронте также требуется навсегда оставить позади привычку к триумфализму, пустозвонству и формализму при подходе к национальной действительности и создании печатных материалов и программ телевидения и радио, которые своим содержанием и стилем привлекали бы внимание и стимулировали общественное обсуждение, что предполагает повышение профессионализма и знаний наших журналистов. Но верно и то, что они, несмотря на принятые партией решения по информационной политике, в большинстве случаев не получают ни надлежащего доступа к информации, ни частого контакта с кадрами и специалистами, ответственными за обсуждаемые вопросы. Совокупность этих факторов объясняет нередкое появление скучных, импровизированных и поверхностных материалов.
Не менее важным должен быть вклад наших средств массовой информации в развитие национальной культуры и в возрождение в обществе гражданских качеств.
Перейдем к другому жизненно важному вопросу, который тесно связан с актуализацией экономической и социальной модели страны и должен помочь ее претворению в жизнь. Мы предлагаем провести Национальную партийную конференцию, чтобы принять решения о видоизменении методов и стиля ее работы, с целью конкретизировать в ее деятельности, раз и навсегда, содержание статьи 5 Конституции республики, устанавливающей, что партийная организация является организованным авангардом кубинской нации и высшей руководящей силой общества и государства.
Вначале мы думали созвать эту конференцию в декабре 2011 г., однако, учитывая сложности, свойственные последнему месяцу года, и целесообразность иметь разумный резерв времени для уточнения деталей, предлагаем провести этот форум в конце января 2012 г.
Еще 18 декабря прошлого года, выступая в парламенте, я объяснил, что из-за недостатков, проявлявшихся административными органами правительства в выполнении своих функций, партия много лет была вовлечена в задачи, ей не подобающие, что ограничивало и связывало ее роль.
Мы убеждены: единственное, что может привести Революцию и социализм на Кубе к провалу, поставив будущее нации под угрозу, – это наша неспособность преодолеть ошибки, совершенные нами на протяжении более чем 50 лет, и новые, в которые мы могли бы впасть.
Первое, что мы должны сделать, чтобы исправить ошибку, – это осознанно признать ее во всем ее объеме. Реальный факт состоит в том, что, хотя Фидель с первых лет Революции ясно различал роли партии и государства, мы не были последовательны в выполнении его указаний и позволяли увлечь себя срочными делами и импровизацией.
Что может быть лучшим примером, чем сказанное лидером Революции еще 26 марта 1962 г., в выступлении по радио и телевидению, чтобы разъяснить народу методы и характер работы Объединенных революционных организаций, предшествовавших партии. Тогда он сказал:
«(…) Партия руководит, руководит через посредство всей партии, руководит через посредство государственной администрации. Руководящий работник должен обладать полномочиями. Министр должен обладать полномочиями. Администратор должен иметь полномочия обсуждать все, что окажется необходимым, с техническим консультативным советом (сейчас – Совет дирекции), с массами рабочих, с ячейкой, но решает администратор, поскольку ответственность несет он (…)». Конец цитаты. Эта установка была дана 49 лет назад.
Есть понятия очень хорошо определенные, в сущности полностью сохраняющие актуальность для достижения успеха на этом направлении, – независимо от времени, прошедшего с тех пор, как их сформулировал Ленин уже почти 100 лет назад, – к которым надо подойти по-новому, в соответствии с характеристиками и опытом нашей страны.
В 1973 г., в рамках процесса подготовки Первого съезда, было определено, что партия руководит и осуществляет контроль свойственными ей путями и методами, которые отличаются от путей, методов и возможностей, которыми располагает государство для осуществления своей власти. Директивы, резолюции и распоряжения партии непосредственно не имеют юридически обязывающего характера для всех граждан, они должны выполняться только ее членами сознательно, поскольку для этого она не располагает никаким аппаратом силы и принуждения. Это – важное различие роли и методов партии и государства.
Власть партии опирается в основном на ее моральный авторитет, на осуществляемое ею влияние на массы и на доверие, которое оказывает ей народ. Деятельность партии основывается, прежде всего, на силе убеждения, проистекающей из ее действий и из верности ее политической линии.
Власть государства исходит из ее материального авторитета, состоящего в силе институтов, уполномоченных требовать от всех выполнения юридических норм, которые оно издает.
Вред, вызываемый смешением этих понятий, выражается, прежде всего, в ослаблении политической работы, которую должна осуществлять партия, и, во-вторых, в понижении авторитета государства и правительства, поскольку их должностные лица перестают чувствовать себя ответственными за свои решения.
Речь идет, товарищи, о том, чтобы навсегда избавить партию от всех дел, не свойственных ее характеру политической организации, короче говоря, освободиться от административных функций и заниматься каждому своим делом.