Как отмечено в Основных направлениях, эти идеи не вступают в конфликт и с тем важным значением, которое мы придаем точному разделению ролей, которые надлежит играть в экономике государственным органам, с одной стороны, и предприятиям, с другой, – вопрос, который десятилетиями отягощался путаницей и импровизациями и который мы обязаны решить в среднесрочной перспективе в рамках совершенствования и упрочения системы институтов.
Полное понимание этих концептуальных положений позволит нам уверенно и без отступлений продвигаться к постепенной децентрализации полномочий – от центрального правительства к местным администрациям и от министерств и других общенациональных ведомств к растущей автономии социалистического государственного предприятия.
Исключительно централизованная модель, характеризующая нашу экономику в настоящее время, должна будет перейти, в условиях порядка и дисциплины и с участием трудящихся, к децентрализованной системе, в которой первенствовать будет планирование как социалистическая черта руководства, но не будут игнорироваться тенденции, присутствующие на рынке, что будет способствовать гибкости и постоянной актуализации плана.
Практический опыт научил нас тому, что избыток централизации вредит развитию инициативы в обществе и во всей производственной цепочке, когда кадры привыкали к тому, что все решается «наверху», и вследствие этого переставали чувствовать себя ответственными за результаты организации, которой они руководили.
Наши руководители предприятий, за некоторыми исключениями, привыкли спокойно и безопасно «дожидаться», и у них выработалась аллергия на риск, который заключает в себе действие по принятию решений, или,что то же самое: либо решить правильно, либо ошибиться.
С этим инерционным мышлением надо окончательно расстаться, чтобы развязать узлы, сдерживающие развитие производительных сил. Это – задача стратегического значения, и не случайно, что она затрагивается, так или иначе, в 24 направлениях ПЕРВОЙ главы – «Модель экономического управления».
В этом деле мы не можем допустить импровизаций или поспешности. Чтобы осуществить децентрализацию и изменить образ мышления, совершенно необходимо разработать рамки регулирования, которые ясно определят полномочия и функции каждого звена, от страны до низовой ячейки, неизменно сопровождаемые процедурами контроля: бухгальерского, финансового и административного.
Движение в этом направлении уже идет. Почти два года назад началось изучение путей совершенствования работы, а также структуры и состава, органов правительства на различных уровнях руководства; в результате был введен в действие регламент Совета министров, реорганизована система работы с кадрами государства и правительства, введены процедуры планирования основных мероприятий, установлены организационные основы того, чтобы правительство располагало эффективной и подходящей системой информации, с коммуникационно-информационной инфраструктурой и созданием, в экспериментальном порядке, при новой функциональной и структурной концепции, провинций Майябеке и Артемиса.
Чтобы начать децентрализовать полномочия, от кадров госаппарата и предприятий потребуется возродить важную роль, которую призван играть в экономике договор, что выражено в направлении номер 10. Это также будет способствовать восстановлению дисциплины и порядка сборов и платежей, с чем дело в значительной части нашей экономики обстоит неудовлетворительно.
Не менее важно и следующее: адекватное использование договора как инструмента регулирования взаимоотношений между различными участниками экономических отношений станет эффективным противоядием от распространившейся привычки к «заседательству» или, то же самое, к избытку заседаний, проверок и других коллективных мероприятий, часто под председательством вышестоящих лиц и с непроизводительным присутствием многочисленных участников, чтобы добиться выполнения того, под чем два участника договора подписались как под своими обязанностями и правами, и выполнения чего никогда, из-за недостатка требовательности, не добивались в тех инстанциях, как это установлено самим договорным документом.
В этой связи надо особо отметить 19 суждений из 9 провинций, настаивавших на необходимости сократить до необходимого уровня число заседаний и их продолжительность. К этой теме я еще вернусь, когда буду говорить о работе партии.
Мы убеждены, что задача, стоящая перед нами в этом и других делах, связанных с актуализацией экономической модели, полна сложностей и взаимосвязей, затрагивающих, в большей или меньшей степени, все грани общества как целого; поэтому мы знаем, что это – не такой вопрос, который можно решить за один день или даже за один год, и потребуется по крайней мере в течение пятилетия развертывать его выполнение с необходимой гармонией и целостностью; когда же это будет достигнуто, необходимо, чтобы мы никогда не останавливались и работали над его совершенствованием постоянно, чтобы быть в состоянии справиться с новыми вызовами, которые продиктует нам развитие.
Можно было бы сказать в порядке сравнения: всякий раз через какое-то время, по мере изменения условий, страна должна шить себе костюм по своей мерке.
Мы не строим себе иллюзий, будто основные направления и меры по осуществлению экономической модели сами по себе явятся универсальным средством от всех наших зол. Всем, в первую очередь руководящим кадрам, потребуется одновременно поднять на высший уровень политическое чутье, здравый смысл, непримиримость к нарушениям и дисциплину.
Об этом красноречиво свидетельствуют недостатки, обнаружившиеся при проведении в последние месяцы некоторых частных мер, несложных и не очень масштабных, из-за бюрократических препятствий и недостатка предвидения со стороны местных органов управления, что проявилось при расширении самозанятости.
Нелишне будет повторить, что наши кадры должны привыкнуть работать с руководящими документами, которые издают полномочные органы, и положить конец безответственному пороку их заволынивания. Жизнь научила нас тому, что недостаточно издать хорошую юридическую норму, независимо от того, идет ли речь о законе или простой резолюции. Надо, кроме того, подготовить тех, кому поручается их осуществлять, контролировать и проверять практическое осуществление установленного. Будем помнить, что нет худшего закона, чем тот, который не выполняется или который не заставляют выполнять.
Система партийных школ провинциального и общенационального уровней, по мере обязательной переориентации их программ, будет играть важнейшую роль в постоянной подготовке и переквалификации по этим вопросам партийных, административных и хозяйственных кадров, с участием специализированных институтов сферы образования и при ценном вкладе членов Национальной ассоциации экономистов и бухгалтеров, как было продемонстрировано при обсуждении Основных направлений.
В то же время, с целью надлежащим образом иерархически упорядочить проведение необходимых перемен, Политбюро решило предложить съезду образовать Постоянную правительственную комиссию по исполнению и развитию, подчиненную председателю Государственного совета и Совета министров, которая, не в ущерб функциям соответствующих органов центральной администрации государства, будет ответственна за контроль, проверку и координацию действий всех участников этой деятельности, а также предлагать к внесению новые Основные направления, что станет необходимым в будущем.
В этом смысле мы считаем уместным напомнить ориентацию, которую товарищ Фидель включил в свой доклад ЦК Первому съезду партии, уже почти 36 лет назад, относительно Системы руководства экономикой, которую мы тогда предлагали ввести и которая не удалась из-за недостатка у нас систематичности, контроля и требовательности; цитирую: «чтобы руководители партии и особенно государства считали своим собственным делом и делом чести ее внедрение, чтобы они осознали ее жизненное значение и необходимость бороться всеми своими силами за ее последовательное применение под руководством созданной для этого Национальной комиссии (…) – и завершил он следующим: «Широко пропагандировать систему, ее принципы и механизм через доступную массам литературу, для того чтобы трудящиеся могли понять ее. Успешное применение системы в решающей степени будет зависеть от освоения ее трудящимися». Конец цитаты.
Я не устану повторять, что в нашей Революции все уже сказано, и лучшее доказательство этого – идеи, которые Фидель публикует в газете «Гранма», официальном органе партии, на протяжении этих последних лет.