За разнообразный театр

Совершенно частное мнение в полном дискуссионном порядке

Характерным отличием современного метода оценки театральной продукции является наличие совершенно кон­кретных требований, предъявляемых к каждому оцениваемому спектаклю. Формула, гласившая, что каждое произ­ведение искусства нужно судить по за­конам, из него вытекающим, уступила место требованию судить произведение искусства по законам, для него приготов­ленным. Это обстоятельство заставляет особенно внимательно подходить к опре­делению этих законов. Малейшая ошибка или недосмотр ответственной теа-критики, отражаясь на производстве, может нанести существенный ущерб.

Мало того, театру, как и всякому иному виду искусства, как и всякому растущему и развивающемуся делу, свойственно при­носить, помимо достижений, предусмо­тренных и заказанных, полезные плоды, которые не могли быть предусмотрены, потому что они не значились еще в ката­логах, не имея, быть может, еще своего названия.

Этот элемент новизны и неожиданности совершенно необходим искусству, так как в искусстве точная отстоявшаяся теория обычно приходит лишь вслед за практи­кой. Подобно тому, как в хозяйственных планах отводится непредвиденным убыткам (утечка, усушка), в планах ху­дожественных нужно отводить место не­предвиденным прибылям и достижения.".:.

Когда мальчику шьют штаны, их нужно кроить не точно по мерке, а на вырост, учитывая рост молодого организма. Иначе одежда, еще не сносившись, окажется негодной, не налезет на выросшего облада­теля ее.

Впрочем, в наши дни это явление, в свою очередь, принесло не­ожиданную, но нерадостную разновидность. Выпуск критических шта­нов одного, строго определенного размера заставил театральных мальчиков регулировать свой рост применительно к штанам. Иным удалось просто задержать свой рост.

Эту способность применяться к внешним формам можно использо­вать и в положительном смысле. Нужно попробовать сшить этим гиб­ким ребятам большие штаны с запасом и этим побудить их к быстро­му росту. Другими словами, увеличив требования, мы ускорим раз­витие. Но о требованиях следует внимательно подумать.

Деление на различные жанры было присуще театру в отдаленней­шие времена его существования. Следует думать, что погребальные игры первобытных народов существенно отличались от свадебных или военных. С усложнением культуры могла происходить лишь даль­нейшая дифференциация театров. Во времена упадка, разложения разные театры служат совершенно различным целям. В периоды подъема, при существовании единой общей цели, все театры должны ^быть направлены к этой цели, но отнюдь не должны сливаться, пре­вращаясь в единый театр.

Если и не все дороги ведут в Рим, то во всяком случае несколько, и не следует их загораживать, оставляя лишь одну, так как на этой одной будет теснота и давка.

От каждой данной болезни существует целый ряд лекарств. Их прописывают применительно к больному. Советский театр, призван­ный врачевать болезни и язвы нашего быта, не должен сужать *своей аптеки. Одно и то же содержимое может быть подано в многообраз­ных формах. И наверное, среди колоссального числа пациентов-зрите­лей советских театров намечаются одни группы, которым следует вли­вать горькое лекарство прямо в рот, и другие, которые его выплюнут, если его не заключить в некую развлекательную облатку. Да наконец, и лекарства бывают различные. От всех болезней не лечат хиной.

Советский „театр внешне богат жанрами. Драма, опера, балет, оперетта, мюзик-холл. Так и Чичиков был богат крестьянами. Одна небольшая деталь портила дело. Крестьяне были мертвы. На повер­ку все богатство составлял один. Не так ли обстоит дело и у нашего театра? Пора отдать себе отчет, что единственным живым жанром является драма. Весь путь и развитие советского театра строго ограничены руслом драматического театра. Три загримированных мертвеца и один мертворожденный выкидыш продолжают украшать «ревизские сказки», и даже кое-кому удается порой получить ссуду под эти мертвые души, но фактически только драматический театр можно всерьез принимать в расчет, и только он выполняет свою социальную функцию. Характерно в данном случае и общественное отношение к покойным театрам. Пониженные требования к тематике. Терпимость. Вместо узких штанов — саван. По инерции периодически пробуют что-то требовать, чего-то добиваться. Мертвеца подымают, ставят в живую позу, он опять падает. Зрелище отвратительное. И совер­шенно безнадежное.

Тем временем драматический театр осознал себя единственным театром современности, обязанным выполнить все требования, совре­менностью предъявляемые. Двенадцать лет пройденного пути научили его простой истине, что трупы не работают и не плодятся.

Сознание своей ответственности, необходимость ответить всем те­атральным запросам страны привели к интереснейшему факту. Внутри драматического театра стали зарождаться недостающие жанры. Ука­зания на это можно найти в многочисленных рецензиях, отзывах, де­кларациях. Порой театр пугается этого явления. Один режиссер, как огня, боится, что его хороший спектакль назовут мюзик-холльным. Другой в предпремьерном покаянии стыдливо предупреждает, что его спектакль носит характер ревю, и, видимо, очень этого стыдится. В одном драматическом спектакле критика подозревает основы оперы будущего, другой драматический театр замечательно ставит оперет­ты, не располагая даже необходимыми, казалось бы, силами, но старается перемежать их чисто драматическими спектаклями, что ему удается гораздо хуже.

Эта боязнь, этот стыд, ошибочно поддерживаемый прессой, сильно тормозит нормальное развитие подобного явления.

Надо, наконец, понять простую истину. Нам нужны новые театры новых различных жанров. Родить эти театры может только театр высокой, но при этом современной культуры, то есть театр драмати­ческий. Мертвецы не рожают.

В какие внешние организационные формы выльется это явление, сказать еще нельзя. Будут ли наши лучшие театры чередовать в своем репертуаре спектакли разных жанров, выделят ли из своего орга­низма новые молодые организмы иного жанра или просто специали­зируются сами на каком-либо наиболее им присущем жанре — пока­жет будущее.

Сейчас период беременности. Убедительная просьба к критике — не бейте по животу. ЗА РАЗНООБРАЗНЫЙ ТЕАТР

Поймите, что именно эта беременность драматического театра но­выми театрами приводит к разнообразным формам спектакля.

Советскому зрителю нужен служащий единой цели развлекатель­ный театр наряду с другими театрами. Доказательством этой нужности является существование недопустимых по качеству развлека­тельных театров.

Правильнее примириться с хорошим развлекательным спектаклем, родившимся в не предназначенном ему театральном здании, чем ду­шить младенца во имя устаревшей «табели о жанрах».

Не надо бояться разнообразия формы.

Не надо стричь под одну гребенку. Пользуйтесь машинками для стрижки волос хотя бы трех различных номеров. 1929


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: