Проективные методы в клинико-психологическом исследовании личности

Метод – это способ научного познания какой либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. В современной психологии методы исследования условно делят на объективные методы, описательные и методы психологической помощи.

Главную отличительную особенность проективных методик нужно искать в относительно неструктурированной задаче для испытуемого, то есть задаче, допускающей почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Дабы фантазия испытуемого могла разыграться даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине результаты часто бывают расплывчаты и неоднозначны. Проективные методики всегда используются вместе с основным инструментарием для исследования тех или иных характеристик: самооценки, ролевой идентичности, тревожности, страхов, агрессивности, экстраверсии/интроверсии, межличностных отношений и отношений в семье…

Основная гипотеза создателей проективных методик в следующем: то каким образом конкретный человек воспринимает и интерпретирует тестовый материал, по видимому отражает особенности и фундаментальные аспекты функционирования его психики. В типичных случаях рисуночные тесты являются замаскированным видом тестирования, так как испытуемый редко подозревает о типе психол интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные методики характеризуются так же глобальным подходом к оценке личности. Эти методики считают особо эффективными при выявлении скрытых, латентных, неосознаваемых сторон личности.

П.М. были созданы в клинических условиях и являются инструментом клинического психолога первостепенно, а затем рассматриваются кА квспомогательные методы в консультировании и терапии (арт – терапия для душевно больных, переживших кризисные ситуации)

Теоретическая основа: влияние психоаналитических концепций.

Методика чернильных пятен РОРШАХА: разработана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921г. Изначально 10 таблиц с симметрично изображёнными пятнами. Спрашивают, что бы могло изобразить пятно на каждой из них. (отмечают время реакции и продолжительность ответа). Учитываются ответы, необычные и девиантные интерпретации. Интересно число ответов, попадающих в различные категории.

ТАТ(Генри Мюррей)- 19 таблиц – расплывчатые чёрно-белые картинки и 1 пустая таблица (вообразить какую-то картину и рассказать о ней). и САТ(3-10лет): предлагаются более структурированные стимулы,10 картинок – животные в человеческих ситуациях «посмотри на картинку, расскажи о мыслях и чувствах, что было перед этим и что было потом». Кто является героем, какого пола, содержание истории (потребности-сексуальные, агрессия, достижения). –для выявления социальной ситуации развития, с ЗПР, семейное консультирование. Выявляет: отношение со сверстниками, школьная мотивация, роли, социализация, эмоциональная привязанность, диагностика успешности прохождения оральной фазы, ВКб, склонность к травматизму, конкуренция, отношения с властной фигурой, ревность, границы личностные и страхи. Можно в момент процедуры видеть по структуре ответа сопротивление и другие защитные механизмы.

Розенцвейг: анализ рисуночной фрустрации, что бы ты ответил на месте персонажа?, ответы классифицаруются по типу и направлению агрессии.: препятственно – доминантные, эго-защитные, потребностно- персистентные (конструктивное решение проблемы), интраагрессивные, экстраагрессивные.

ДОМ,ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК: дж. Бук. – как для взрослых так и для детей, этозрительная метафора, дерево – жизненная энергия, дом – безопасность, успех. Крыша – сфера фантазии, двери – коммуникация с внешним миром, окна – сексуальные отношения, стены – самоконтроль, ванна – санитарная функция, труба- тепло, дорога – контакт, то же самое и с другими фигурами рисунка. + возможна диагностическая беседа=)

Несуществующее животное Каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого име­ют личностное значение.Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Дополнительно, была проведена диагностическая беседа с такими вопросами:

Каков пол вашего животного?Чем оно питается?Есть ли у него враги? Если есть, то кто?Защищается ли оно? Если да, то как именно?Есть ли у животного друзья? Если есть, то кто они?Сколько ему лет по человеческим меркам?

Качество диагностики зависит и от умения респондентов рисовать, и от понимания ими поставленных задач, и от опыта психотерапевта наблюдать и чувствовать индивидуальность испытуемого. Именно поэто­му рисуночные тесты являются, прежде всего, дополнением для целостной оценки функционального состояния человека в рамках целостного подхода. Объективная достоверная ди­агностика не может быть сведена только к данному классу тестирования.

Кактус: М. Панфилова, Графические (проективные) методики применяются в комплексе с классическими тестами, опросниками. Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других методик (уточняющая помощь).

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт испытуемого: наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов шаблонов, учитываются так же возрастные особенности – всё это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Авторская методика «КАКТУС» предназначена как для работы с детьми (начиная со старшего дошкольного возраста), так и для работы со взрослыми в качестве вспомогательного средства к исследованию личности. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы человека, отметить наличие тревожности, агрессивности, её направление, интенсивность и тп. Так же экстраверсию / интроверсию, половую идентичность, лидерские качества.

При проведении диагностики испытуемому выдаётся лист бумаги формата А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели по тесту Люшера (цвета). Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуйте кактус – такой, какой вы себе представляете». После завершения рисунка испытуемому предлагается ответить на вопросы. Ответы на них помогут уточнить интерпретацию, если возможности побеседовать о рисунке не было:

Этот кактус домашний или дикий? Этот кактус сильно колется, его можно потрогать? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливаю, удобряют? Кактус растёт один или с каким-то растением по – соседству? Если растёт с соседом, то, что это за растение?Когда кактус подрастёт, то, как он изменится? При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем проективным методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика образа кактуса (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный или небрежный), характеристика иголок (размер, расположение, количество, наличие цветов). Кинетический рисунок семьи: семейные взаимоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: