Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Когда ребенок приходит в школу, у него происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, у него появляются новые, связанные со школой обязанности.

Меняется и социальная ситуация развития, теперь она называется «ребенок – учитель», под чем подразумевается «ребенок – общество» (т.к. в учителе воплощены требования общества, правила и нормы поведения). В школе существует закон, равный для всех, гарантом и воплощением этого закона является учитель, и учителя ребенок должен слушать. Отношения «ребенок – учитель» пронизывает все сферы жизни ребенка. Оно определяет и отношения «ребенок – родители» и «ребенок – сверстники». Дегель: «приведение ребенка в школу означает приведение его к общественной норме».

Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного, от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться.

Эта социальная ситуация развития требует особой деятельности. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Эти предметы теоретичны, абстрактны, с которыми надо научиться действовать.

Характеристики учебной деятельности:1.учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Мотив, с которым ребенок приходит в школу, – общественный. Учебная деятельность должна быть сформирована, задача учителя – научить ребенка учиться. Ребенок постепенно обретает умение учиться самостоятельно. Необходимо формировать познавательную мотивацию, формирование это тесно связано с содержанием и способами (формами) обучения.

2. по Эльконину, один из парадоксов учебной деятельности заключается в том, что будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения. Парадокс учебной деятельности заключается в том, что, усваивая знания, ребенок сам в них ничего не меняет, но меняется он сам. Впервые ребенок сам для себя предстает как самоизменяющийся, то есть, учебная деятельность осуществляет поворот ребенка на самого себя. У ребенка начинает развиваться рефлексия на себя (рефлексия – осознание себя мыслящим и познающим). Предмет учебной деятельности – оценка собственных изменений. И начинается учебная деятельность с того, что ребенка оценивают. Отметка – форма оценки. Амонашвилли организовал обучение без отметки, но это не означало обучение без оценки. Оценка всегда должна быть, т.к. через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности.

3.еще одна особенность учебной деятельности – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного поведения.

Структура учебной деятельности: 1.учебная задача – то, что ученик должен освоить. Существенной характеристикой учебной задачи служит овладение содержательно (теоретически) обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-практических задач. Поставить перед школьником учебную задачу – это значит вести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий; 2.учебное действие – это изменение учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того, предмета, который он изучает. Давыдов перечислял основные учебные действия: - преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;

моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;

преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде;

выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом;

контроль за выполнением предыдущих действий;

оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи; 3.действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу; 4.действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Процесс развития учебной деятельности – процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. При Развитая форма учебной деятельности – такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. В этом состоит цель обучения – изменить ученика.

Другие виды деятельностей младшего дошкольника: игра (начинает подчиняться учебной деятельности), труд.

Основные новообразования младшего школьного возраста:

1.младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

2.основным интеллектуальным новообразованием становится произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.

3.по Эльконину, центральным моментом становится формирование отвлеченного словестно-логического мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы.

4.восприятие: происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению, подчиняющемуся определенной задаче. Детей учат рассматривать объект, создавать предварительный образ для ориентировки.

5.вниание становится подлинно произвольным, появляется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных, но нужных вещах. Большое значение для формирования произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних свойств, пользуясь которыми, он может руководить собственным сознанием. Самоорганизация – следствие хорошей внешней организации. Общее направление развития внимания состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребенок переходит к контролируемому решению задач, поставленных им самим. Развитие внимания связано так же с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.

6.изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Далее идет интенсивное формирование приемов запоминания (составление плана, членение информации…). В этом возрасте память интеллектуализируется.

7.воображение: сама учебная деятельность побуждает, прежде всего, развитие репродуктивного воображения (воссоздающего). Этот вид воображения развивается у детей путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Если учебная деятельность построена верно, то на уроках развивается и творческое воображение путем переработки образов действительности и путем комбинации образов (что произойдет, если сделать то-то и то-то). На уроках труда развивается творческое продуктивное воображение (доведение идеи до стадии продукта).

8.в области мышления происходят наиболее существенные изменения мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. По Выготскому, младший школьный возраст – сензитивен для развития понятийного мышления. Выготский: младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций. Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. В процессе обучения мышление преобразуется в мышление теоретическое, дискурсивное, в основе которого лежит оперирование понятиями. У детей формируются научные понятия, т.е, ребенок учится строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений. но мы имеем дело с развитием интеллекта, которое еще не знает самого себя.

9.личность развивается так же под влиянием учебной деятельности: ребенок постепенно подчиняется все большему количеству обязательных истин, происходит развитие произвольности, соотношение себя реального и себя идеального. Интенсивно развивается рефлексия на себя и самосознание, структура которого укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых. Притязание на признание среди близких среди близких, сверстников и учителей побуждает ребенка к развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан, у него пробуждается чувство гордости или стыда. Развиваются нормы поведения, нравственное поведение, развитие потребности следовать положительному эталону поведения и происходит и усвоение обязанностей. Развивается ответственность, т.е. способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам, ответственность побуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. В школе происходит перестройка всей системы отношений ребенка к людям, здесь осуществляется социогенез высших форм поведения, т.к. для ребенка в учителе воплощаются требования общества.

10.младшие школьники постепенно овладевают своим поведением, начиная уже более сдержано выражать свои эмоции. Появляются новые оттенки в выражении чувств – ирония, насмешка, сомнение. Развивается эмоционально-ценностоное отношение к окружающему, развитие глубины и сложности чувств, развитие высших чувств (эстетических, эмпатии, сочувствия, сопереживания, товарищеские, социальные). В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем, его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: