Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Родителям необходимо объяснить, что любое общее заболевание и в первую очередь детские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаза, что способствует появлению косоглазия. При наличии у заболевшего ребенка зрительной патологии следует избегать зрительной нагрузки, не разрешать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть телевизор.
При наличии у ребенка глазной патологии проводится также комплексное медикаментозное лечение, направленное главным образом на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции.
Коррекционно-педагогическая работас незрячим ребенком должна иметь комплексный характер и направлена в первую очередь на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, осязательного. При этом важно даже при выраженных дефектах зрения обязательно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение, учить ребенка его использовать в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.
|
|
При раннем педагогическом вмешательствеможно в значительной степени предупредить возникновение и развитие специфических для слепых детей вторичных отклонений и тем самым оказать положительное влияние на формирование психических процессов и личности в целом.
Работа должна проводиться совместно с врачом-офтальмологом, под наблюдением которого находится ребенок. Родители должны следить и выполнять все рекомендации, особенно по зрительной нагрузке, которую назначил врач.
Совместные занятия родителей и их детей помогают сформировать в дальнейшем у малышей важные личностные качества: уверенность, настойчивость, выдержку, терпение, целеустремленность.
Список литературы:
1) Белякова И.В., Петрова В.Г. Дети с отклонениями в развитии. Кто они? — М„ 1997.
2) Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. — М., 1986.
3) Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой.—М., 1993.
4) Ермаков В.Л., Якушин Г.Л. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов. — М., 2000.
5) Жукова И.С, Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993.
6) Кондратов A.M. Если ребенок не видит. — М., 1991.
7) Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992.
|
|
8) Московкина A.Г., Абрамова А.В. Особенности зрения и слуха у детей с ограниченными возможностями // Дефектология. — 2001. — № 1.
9) Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1983.
10) Солнцева Л.Л. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 2000.
11) Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2000.
12) Феоктистова В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в
семье. — М., 1993.