Нарушения зрительных функций на первом году жизни

РЕФЕРАТ

Тема: Ребенок с нарушением зрения в семье

Выполнила: студентка ОФО 5 курса, гр. Л-08-01

Амельянчик Екатерина Владимировна

НОВОКУЗНЕЦК

Содержание

Введение 3

1. Нарушения зрительных функций на первом году жизни 4

2. Позиция родителей детей с нарушенным зрением 9

3. Помощь специалистов родителям 11

4. Общие стратегии нормализации жизни семьи 15

5. Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка 15

6. Особенности интеллектуального развития 18

7. Работа специалистов детского сада с родителями 20

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

В настоящее время среди прочих, актуальной является проблема обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в семье.

Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с осо­бенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечеб­но-педагогических мероприятий.

В большинстве случаев родителям, не получившим специ­альную подготовку, очень трудно оценить возможности ребен­ка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребен­ку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, про­явить творчество и изобретательность в деле воспитания свое­го ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помо­щи ребенку.

Большая ответственность за результат коррекционно-воспи­тательной работы лежит на специалистахдефектологах, вра­чах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.

Важным условием успеха педагогической коррекционной работы является ее сочетание с медицинскими мероприя­тиями, прежде всего необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и сис­тематическое лечение.

Нарушения зрительных функций на первом году жизни

Зрительная функция у новорожденного еще очень прими­тивна и проявляется общей реакцией на световой раздражи­тель. Если к глазам спящего новорожденного поднести яркую лампу, у него усиливается смыкание век. При открытых гла­зах ребенок жмурится, у него появляются вертикальные склад­ки на лбу и горизонтальные у корня носа, он стремится к ис­точнику света.

На очень сильный свет ребенок реагирует беспокойством и громким криком.

Иногда у новорожденных детей сужаются зрачки, смыка­ются веки и голова закидывается назад — рефлекс Пейпера. Рефлекс наиболее выражен при вертикальном положении ре­бенка. Если реакция на свет отсутствует даже при повторных попытках, это свидетельствует о снижении или отсутствии зрения, что может быть связано с поражением сетчатки или зрительного нерва.

К концу периода новорожденности, а у некоторых детей и раньше, появляется возможность кратковременно удерживать взгляд на блестящем предмете, иногда появляется попытка про­следить глазами за движущимся предметом. Однако отсутствие фиксации и прослеживания в период новорожденности еще не свидетельствует о зрительной патологии.

Функцию глазодвигательных нервов у новорожденных оценивают, наблюдая за движениями глазных яблок, верх­него века и реакцией зрачков на свет. У новорожденного зрач­ки округлой формы, диаметр их около 2 мм; прямая и содру­жественные реакции на свет выражены с первых дней жиз­ни. Асимметрия зрачков наиболее часто наблюдается при син­дроме Клода-Бернара-Горнера и при поражении глазодвига­тельного нерва.

Обычно движения глазных яблок у ребенка первых месяцев жизни некоординированные и толчкообразные. Наиболее час­то глазные яблоки движутся в направлении к носу, что может создавать впечатление периодически возникающего косоглазия. К концу периода новорожденности косоглазие становится ме­нее выраженным или совсем исчезает. Если в период новорож­денное я косоглазие резко выражено и держится постоянно — это патологический симптом.

Даже не резко выраженное расходящееся косоглазие — так­же патологический признак. Дифференцировать в этом возрас­те паралитическое и содружественное косоглазие не представ­ляется возможным.

Ребенок первых недель жизни большую часть времени ле­жит с закрытыми глазами, но, когда при осмотре он открывает глаза, следует обратить внимание на ширину глазных щелей и, если имеется их асимметрия, определить, не обусловлена ли она односторонним птозом. При двухстороннем птозе или полупто­зе ребенок не может полностью открыть глаза.

От одностороннего птоза следует отмечать асимметрию глаз­ных щелей, связанную с гемигипоплазией лица и парезом ли­цевого нерва.

В первые дни жизни у новорожденных при повороте головы в сторону глазные яблоки движутся в противоположную сторо­ну — симптом кукольных глаз. При врожденном парезе отво­дящих нервов этот симптом отсутствует, а при одностороннем поражении он может быть асимметричен.

При движениях глазных яблок вниз, спонтанных или быст­рых перемещениях головы в пространстве, а иногда и в покое, между верхним веком и радужной оболочкой видна белая поло­са склеры — симптом Грефе. От него следует отличать симп­том «заходящего солнца», при котором глазные яблоки резко отклоняются вниз, так, что часть яблока, а в тяжелых случаях и зрачок скрываются под нижним веком. Между радужной обо­лочкой и верхним веком остается белая полоса склеры. При обо­их симптомах может быть парез взора вверх. Непостоянные и нерезко выраженные, эти симптомы могут быть у недоношен­ных новорожденных первых дней жизни. Позднее они могут иметь место при гидроцефалии — повышении внутреннего дав­ления, тяжелой гипоксии, ядерной желтухе.

Для зрительной функции большое значение имеют движения глаз. Начиная со второго месяца жизни закономерно появляются у всех здоровых детей зрительная фиксация и слежение.

О функции зрительного анализатора к четырем месяцам жизни можно судить по наличию у ребенка так называемого зри­тельного поведения, а также по характеру прослеживания за предметом и способности локализовать зрительный стимул, находящийся на разном расстоянии. Отметить характер про­слеживания особенно важно начиная с 4,5—5 месяцев. После 5 месяцев функция прослеживания предмета приобретает качественно другой характер: следуя за предметом, ребенок как бы его осматривает, «ощупывает» взглядом; если при этом его вни­мание переключается на другой предмет (лицо взрослого), то через очень короткий период он может активно вернуться к про­слеживанию за тем же предметом.

Важной зрительной функцией на первом году жизни явля­ется зрительная локализация предмета в пространстве.

Для исследования зрительной локализации предмета в пространстве надо показывать ребенку игрушки на разном расстоянии от глаз. Ребенок 3 месяцев направляет руку к объекту, преимущественно близко к нему расположенному, но не потому, что он оценивает расстояние, а потому, что ве­дущим стимулом для этого движения являются тактильные раздражения от случайного соприкосновения руки с предме­том. Поэтому для того чтобы вызвать это движение у ребенка 3 месяцев, обычно недостаточно только показать игрушку, а необходимо еще коснуться игрушкой его руки. Таким обра­зом, способность зрительно локализовать предмет в про­странстве формируется на базе зрительно-тактильного сочетанного рефлекса, и поэтому как только ребенок спосо­бен уже на основе одного зрительного восприятия локализо­вать предмет, он будет направлять руку к предмету, располо­женному на расстоянии вытянутой руки. Дифференциацию на «близко и далеко» можно наблюдать уже у ребенка 4 меся­цев. Увидев предмет на расстоянии вытянутой руки, ребенок после зрительной фиксации направляет к нему руки, сбли­жает их, пытаясь захватить предмет. Если отодвинуть пред­мет подальше, ребенок затормаживает общие движения и не пытается сблизить руки. В 56 месяцев ребенок локализу­ет предметы, расположенные с разных сторон, лежа на спи­не, на животе и на руках у взрослого. Отсутствие способности локализовать предмет в пространстве может быть изолирован­ным нарушением функции зрительного анализатора, а так­же одним из симптомов задержки психического развития.

К началу 4-го месяца жизни функция глазодвигателей осу­ществляется так же, как у взрослого. Ребенок свободно просле­живает за предметом во всех направлениях, поэтому легче выя­вить нарушение функции глазодвигательных нервов. Движе­ния глазных яблок должны быть плавными, координированны­ми, содружественными.

На этом возрастном этапе можно выявить врожденную зри­тельно-моторную апраксию, когда нарушено прослеживание за предметом в горизонтальной плоскости, в то время как про­слеживание вверх и вниз сохранно.

Среди основных клинических форм дефектов зрения отме­чается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковых зон зрительного анализатора, а также поражение хру­сталика глаза, его помутнение (катаракта). Катаракта может приводить к поражению проводящих нервных путей и корко­вой зоны зрительного анализатора. Среди различных форм пре­обладают врожденные катаракты, обусловленные наследствен­ным фактором (в частности, обменными заболеваниями), внут­риутробными инфекциями плода. Катаракта встречается у де­тей с наследственными формами умственной отсталости, а так­же у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, напри­мер, болезнью Дауна. Заболевание можно обнаружить по серо­му цвету зрачков.

Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводя­щей к полной слепоте, является ретролентальная фиброплазия. Она развивается у недоношенных детей, которые длитель­ное время находятся в кювезах вследствие асфиксии. Повы­шенное содержание кислорода воздуха приводит к изменени­ям сосудов сетчатки и стекловидного тела, отслойке сетчатки с последующим развитием атрофических процессов в глазном яблоке.

У ребенка в возрасте 6—9 месяцев уже легче оценить функ­цию глазодвигательных нервов. На этом возрастном этапе четко выражена фиксация взора и прослеживание. Глазодвигательные нарушения, которые обнаруживаются в этом возрасте, в большин­стве случаев возникают внутриутробно или в период родов. Впер­вые в этом возрасте могут появляться глазодвигательные нару­шения, обусловленные прогрессирующей гидроцефалией, сни­жением зрения, астигматизмом, инфекционными заболевания­ми нервной системы. На этом возрастном этапе может проявить­ся прогрессирующее наследственное заболевание — амавротическая идиотия, при которой имеют место прогрессирующие зри­тельные расстройства. При этом заболевании ребенок перестает фиксировать взор на предмете, развивается косоглазие, наруша­ется координация глазных яблок.

Одним из проявлений зрительной патологии у детей ранне­го возраста может быть нистагм. У ребенка 3—6 месяцев нистагм (дрожание глазного яблока) обычно обусловлен сниже­нием остроты зрения, хотя могут иметь место и другие причи­ны. Нистагм у детей б—9 месяцев является всегда патологи­ческим симптомом. Нистагм может наблюдаться с рождения в связи со зрительной патологией в результате помутнения и ано­малии оптических сред глаза, изменений сосудистой оболоч­ки, сетчатки и зрительного нерва. Глазодвигательные нару­шения, обнаруживаемые в возрасте 9 —12 месяцев, могут быть следствием изменений, имеющих место с рождения или воз­никающих на предыдущих этапах. Если нарушения функции глазодвигательных нервов появляются впервые, следует ис­ключить первичную патологию зрительного аппарата. Нару­шение функции этих нервов может быть обусловлено прогрес­сирующим дегенеративным процессом, нейроинфекцией, гид­роцефалией.

Нистагм, впервые появившейся в возрасте 9 — 12 месяцев, может быть связан со зрительной патологией, лейкодистрофией, нейроинфекцией, опухолью мозга.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражения проводящих нервных пу­тей и корковой зоны зрительного анализатора, а также пора­жение хрусталика глаза (катаракта).

К концу первого года ребенок начинает понимать простую обиходную речь, выполнять простые одноступенчатые инст­рукции. На данном возрастном этапе более отчетливо может проявляться косоглазие. Косоглазие является одной из час­тых проблем, беспокоящих родителей детей с отклонениями развития. Оно представляет собой не только недостаток вне­шности, часто при косоглазии нарушается зрительное вос­приятие (бинокулярное зрение), т. е. возможность одновре­менно воспринимать обоими глазами все особенности пред­мета. Бинокулярное зрение имеет важное значение в психи­ческом развитии ребенка.

Различают две основные формы косоглазиясодружествен­ное и паралитическое. От истинного косоглазия следует отли­чать мнимое, или кажущееся косоглазие. Ложное впечатление косоглазия может создаваться, если у ребенка имеет место асимметрия лица и глазниц. Для разграничения истинного и мнимого косоглазия необходимо обследование врача невро­патолога и окулиста. Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения. Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящееся и расходящееся. Наи­более частой причиной содружественного косоглазия явля­ется поражение центральной нервной системы. При нали­чии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде слу­чаев требуется и специальное электрофизиологическое ис­следование органа зрения.

В настоящее время разработаны разнообразные методы ле­чения косоглазия, включающие как специальные тренировоч­ные упражнения, назначение очков, так и хирургические ме­тоды, а также лазерное лечение. Во всех случаях лечение прово­дится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.

Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Родителям необходимо объяснить, что любое общее заболевание и в первую очередь дет­ские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский орга­низм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаза, что спо­собствует появлению косоглазия. При наличии у заболевшего ребенка зрительной патологии следует избегать зрительной нагрузки, не разрешать ребенку рассматривать мелкие пред­меты, смотреть телевизор.

При наличии у ребенка глазной патологии проводится так­же комплексное медикаментозное лечение, направленное глав­ным образом на улучшение питания сетчатки и стимулирова­ние ее функции.

Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорас­ширяющие и другие препараты. Родителям детей, страдающих дефектами зрения, необходимо четко представлять себе харак­тер зрительного нарушения, степень снижения зрения, состо­яние интеллекта. Естественно, что психическое развитие ре­бенка протекает различно в зависимости от того, является ли он слепым или слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. Спе­циалист должен обратить внимание родителей на то, что с само­го раннего возраста необходимо активизировать функциониро­вание всех сохранных анализаторов, а также постоянно стиму­лировать остаточное зрение.

Для психического развития ребенка с дефектами зрения ре­шающее значение имеет организация его активной, самостоя­тельной деятельности, способствующей познанию окружающе­го мира. Для этого необходимо развитие процессов предметного восприятия на основе двигательно-кинестетических ощуще­ний, речи, памяти, т. е. в основе первого этапа работы лежит комплексный характер развития восприятия окружающего. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа с незря­чим ребенком должна иметь комплексный характер и направ­лена в первую очередь на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия — зрительного, слухово­го, осязательного. При этом важно даже при выраженных де­фектах зрения обязательно использовать в познании окружаю­щего мира остаточное зрение, учить ребенка его использовать в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятель­ности.

Эффективность такой совместной работы специалистов и ро­дителей во многом зависит от позиции родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: