Особенности интеллектуального развития

Нарушения зрения и умственная отсталость.

Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка? ».

Современные женщины, осведомленные о возможности рож­дения ребенка с недостатками в развитии, часто спрашивают: «Все в порядке?» Не все, но многие нарушения могут быть вы­явлены сразу после рождения.

Родители могут начать беспокоиться на любом этапе разви­тия ребенка и, к счастью, не всегда обоснованно.

Иногда родителей беспокоит, что их дети ведут себя слиш­ком хорошо, не кричат подолгу, как другие дети, слишком по­кладисты, легко удовлетворяются, не слишком возмущаются, если задерживается кормление. Другие дети, наоборот, всегда ноют и никогда не бывают счастливыми. Некоторые родители бывают потрясены тем, что их ребенок ведет себя как слепой. В некоторых случаях действительно могут быть какие-то пробле­мы со зрением. Возможны нарушения на глазном дне, атрофия зрительного нерва, помутнение прозрачных сред, через кото­рые проходит в глаз свет. Раньше у многих недоношенных де­тей, которые получали слишком много кислорода, возникали тяжи позади хрусталика и это все еще может иногда происхо­дить и теперь с очень маленькими хрупкими детьми. Однако, теперь эта опасность хорошо известна и давление кислорода в кувезах, или инкубаторах для недоношенных детей является настолько низким, насколько это возможно, при этом кислород никогда не подается непрерывно.

Следует помнить, что имитировать поведение слепого ребен­ка могут глубоко умственно отсталые дети, которые не умеют правильно реагировать на свет. В раннем возрасте все дети подвергаются воздействию разнообразных стимулов. Моргание воз­никает автоматически (безусловный рефлекс), если прикос­нуться к роговице между веками глаза. Позже здоровый ребе­нок уже реагирует на угрозу прикосновения так, как если бы это было прикосновение, и моргает, если какой-то объект быст­ро приближается к его глазу (условный рефлекс). Это можно продемонстрировать, направляя палец к глазу ребенка.

Ребенок с выраженной умственной отсталостью может не отреагировать на угрозу, хотя при офтальмологическом обсле­довании у него не выявляется какой-либо глазной патологии. Однако в его мозгу не образовалась необходимая условная связь между действительным прикосновением к роговице и быстрым приближением объекта, которое может закончиться болезнен­ным прикосновением. Таким образом, уже с этой точки зрения умственно отсталые дети оказываются беспомощными перед лицом опасности.

С другой стороны, следует иметь в виду, что 20% детей с вы­раженной умственной отсталостью действительно страдают на­рушениями зрения.

При врожденной слепоте ребенок не получает никакого за­паса зрительных представлений, задерживается освоение про­странства и предметной деятельности; даже слабовидение, воз­никшее в раннем детстве, вызывает недоразвитие психомотор­ной среды (В.В. Ковалев, 1985 г.). У слепых и слабовидящих детей задерживается интеллектуальное развитие, что выра­жается в виде более позднего формирования первичного обоб­щения, дефицита информации, замедления развития познава­тельных процессов. Качественные особенности интеллектуаль­ной недостаточности проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживаются слабость абстрактного мышления и преобладание чувственно-образного способа суждения. По срав­нению со зрячими их представления о реальных предметах ре­ального мира схематичны, скудны и не отражают полностью существенных признаков. Характерна задержка развития речи на 1—2 года. Вместе с тем сформировавшаяся речь нередко бы­вает более развитой, чем у зрячих сверстников. По структуре и интонациям она может напоминать речь взрослых. Характерна склонность к рассуждению, различие между относительно богатым словарем и фактическими знаниями ребенка. Слова часто не выражают истинного, конкретного их значения. Предполагается, что это связано с особыми условиями формирова­ния речи у детей с дефектами зрения — при преобладании слу­хового подражания в отрыве от непосредственного чувственно­го опыта. С этим связаны такие же особенности интеллекта, как формальность мышления, преобладание общих, неконкретных знаний, недостаточно адекватное использование понятий, сло­весных обозначений.

Речевая функция отличается большой хрупкостью и истощаемостью. Изменение привычного стереотипа, например, по­ступление в детское учреждение может вызвать мутизм или регресс речи в виде возвращения к этапу эгоцентрической речи.

У слабовидящих детей в период начала обучения могут иметь место специфические затруднения в овладении навыками пись­ма и чтения. Дети не всегда видят строку, путают сходные по начертанию буквы. Это мешает им в овладении техникой чте­ния, понимании содержания прочитанного. Смешение цифр по начертанию мешает овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения эти дети не видят напи­санного на классной доске, у них быстро наступает утомление и снижается работоспособность.

Степень выраженности отставания в психическом разви­тии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжес­ти и времени возникновения нарушений зрения, а также от сво­евременного начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зре­ния является ограниченность знаний и представлений об окру­жающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе нередко может на­блюдаться недостаточная предметная соотнесенность слов. На предупреждение снижения результативности умственной дея­тельности детей с тяжелыми дефектами зрения влияет пози­ция родителей, их активная повседневная помощь ребенку в развитии познавательной деятельности.

При раннем педагогическом вмешательстве можно в зна­чительной степени предупредить возникновение и развитие специфических для слепых детей вторичных отклонений и тем самым оказать положительное влияние на формирование пси­хических процессов и личности в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: