Глава I. Теория культуры регионов России. Введение

1. Предмет и задачи курса «Культура регионов России».

Основные сведения о России. Понятие «регион». Понятие «культура».

2. Принципы изучения и структура предмета «Культура регионов России».

3. Основные термины при изучении культуры регионов России.

4. Междисциплинарные связи культуры регионов России.

История России. История культуры России. История религий. Основы православной культуры. История русского искусства. География России. Этнография. Краеведение. Регионоведение.

Глава II. Уникальная культура Московского региона.

Культура Москвы. Московская область.

Глава III. Культура Центральной России.

Культура Центрального Черноземья: Белгород и Белгородская область, Воронеж и Воронежская область, Курск и Курская область, Липецкая область. Владимирская область. г. Владимир. г. Суздаль. Кострома. Орловская область. Рязанская область. Смоленская область. Тверская область.г. Торжок. Ивановская область. Костромская область. Ярославская область. Калужская область. г. Боровск.

Глава IV. Культурные особенности северо-западной части России.

Культура Санкт-Петербурга. Пригороды Санкт-Петербурга. Ленинградская область. Республика Карелия. Архангельская область. Калининградская область. Новгородская область. Псковскя область.

Глава V. Культурные особенности Поволжья.

Республика Башкортостан. Республика Мордовия. Республика Татарстан. Чувашская республика. Саратовская область. Самарсая область. Нижегородская область.

Глава VI. Культура Кавказа.

Глава VII. Культура Сибирского региона.

Глава VIII. Культура Дальнего Востока.

Заключение.

Введение.

Сегодня время напоминает «Черный квадрат» Казимира Малевича, пространство пустыни, ведущее в никуда, когда прежние духовные ценности отбравсываются, а всевозможные СМИ формируют квазидуховные западные муляжи. В российскую плоть духовной культуры инкультурируется рационалистический, прагматически-утилитарный ценностный ряд, ориентированный на позитивистскую иллюзию, что только такой взгляд на мировую культуру является единственно возможным. В контексте преподавания культурологии в российской высшей школе студентам стала внушаться мысль о том, что только через пропагандированные Западом утилитарно- полезные ценности потребительской культуры только и возможно познание мира. К сожалению, культурология сегодня пытается представить обобщенную картину мировой культуры, унифицируя под нее культурно-нацональные ценности. Она напоминает интеллектуальную игру в бисер в романе Германа Гессе, где отсутствуют национальные традиции. Хочу повторить, история мировой и отечественной культуры преподается в вузах не совсем корректно в условиях жесткого вызова мира. Там нет самого главного: любви к своей родной культуре, ее историческим традициям, ее ценностям. Очень важно мировоззренческое ценностное основание, на котором человек строит свой духовный дом. И в этой связи важно сказать о громадном, общемировом, значении великой русской культуры, о самых высоких вершинах в истории человечества, завоеванных ею,- безграничное, внушающее оптимизм и надежду, наследство и достояние не только России, но и всего человечества (назовем, хотя бы, высочайшую духовность русского народа, его Веру, «русскую идею», «всемирность», «всечеловечность» русского народного характера, выразившееся вполне, как указывал Достоевский, в Пушкине; наши великие литературу, искусство, науку, устное народное творчество, народные промыслы, городской и природные ландшафты и др.). Именно великая отечественная национально-историческая и культурная традиция, великая русская культура, созданная великим народом, есть единственное нетленное наше богатство, наша надежда и опора во всех современных социально-политических передрягах; именно наша культура призвана спасти не только Россию, но и – весь мир. Вот почему Н.Рерих, познавший, как никто, культуру России, Запада и Востока, с благоговением говорил: у всех есть родина, и только у нас есть – Россия! А Пушкин, еще в начале Х1Х века прозорливо указывал: спасение Европы придет из России. Ведь все это есть не только основание для нашей заслуженной гордости, но и – мощный стимул для глубокого изучения нашей культуры. Чрезвычайно важно, особенно, в наше время, когда вопрос о национальной идентификации выдвигается на первый план, понять что, именно культурная идентификация (признание принадлежности к какой-то одной, определенной, культуре) оказывается выше, значимее, всякой другой (государственной, расовой, национальной, политической, классовой и т.д.);

Учебник «Культура регионов России», написанный авторским коллективом кафедры культурологии Российского государственного университете туризма и сервиса, является первой попыткой показать в полном объеме богатство, уникальность и разнообразии русской национальной культуры различных регионов страны. Все это будет способствовать,на наш взгляд, интеграции студенчества в духовно-историческое пространство национальной культуры; воспитанию уважения к историческому прошлому России; формированию ценностных жизненных ориентиров. «Нравственное богатство народа,- писал В.О.Ключевский,- наглядно исчисляется памятниками деяний, на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга». (Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. – В. сб. «Сергий Радонежский. М.1996.С.21-22.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: