Оптовый торговец закупает товары у производителей, а затем перепродает их коммерсантам, промышленникам или предприятиям сферы обслуживания, причем обычно он оперирует крупными партиями товаров. Таким образом, оптовый торговец выступает в роли посредника, не контактируя непосредственно с потребителями. Часто задают вопрос, зачем нужно такое промежуточное звено в товарообороте. Однако те операции технического и финансового характера, которые осуществляет оптовый торговец, закупая, складируя и сбывая товар, являются совершенно необходимыми, так как каждому производителю невозможно иметь собственную сеть снабженческих и рыночных организаций, поскольку тогда для покрытия издержек по реализации надо значительно повысить стоимость продукции.
Своей деятельностью оптовый торговец увеличивает стоимость предлагаемых им товаров и услуг. Процессы закупки, хранения и продажи товаров потребителю в удобное для него время, в нужном ассортименте и требуемом количестве создают дополнительную стоимость товара. Однако надо четко представлять, что дополнительная стоимость, определяемая оптовым предприятием, не должна намного превышать разумной прибыли на вложенный капитал, поскольку в противном случае это приведет к неумеренному росту цен на предлагаемые товары. Однако, необходимо отметить, что без деятельности оптовых предприятий стоимость товара была бы значительно более высокой. Рассмотрим, почему это происходит.
Во-первых, если поставки производителей продукции будут прямые, т.е. напрямую связываются с предприятиями розничной торговли, то отсутствие звена оптовых предприятий в системе «производитель-оптовик – магазин» приведет к тому, что товарные запасы в розничной сети увеличатся, а так как в розничной торговле прибыль складывается от реализации товара, находящегося на прилавках, а не на складе, то для предприятия розничной торговли необходимо максимально уменьшить складскую площадь. Таким образом, увеличение товарных запасов на предприятии розничной торговли приведет к увеличению стоимости товара до размеров, превышающих розничную цену товара. Следовательно, оптовое предприятие, выполняя функцию складского предприятия, уменьшает стоимость товара.
Во-вторых, если поставки производителя прямые к предприятиям розничной торговли, то придется увеличивать количество поставок из-за уменьшения количества товаров в партии, однако если бы оптовик участвовал в этой системе, крупные партии снизили бы количество перевозок.
Функции розничной торговли определяются непосредственным контактом с конечным потребителем: розничный торговец должен представлять потребителям такую продукцию, которая лучше всего удовлетворяет их нужды и соответствует их вкусам. Производитель товаров получает сведения об изменении спроса именно через розничного торговца.
Потребительский рынок остается одним из динамично развивающихся секторов экономики с высокой предпринимательской и инвестиционной активностью. Оборот розничной торговли в 2005г. составил 177,4 млрд рублей или 121,3% (в сопоставимых ценах) к уровню 2004г. На протяжении ряда лет в республике фиксируется высокая насыщенность торговой сети товарами и устойчивый рост физической массы оборота розничной торговли. Рост реальных денежных доходов населения способствовал увеличению оборота розничной торговли на душу населения, который сложился в 2005г. в размере 43,5 тыс. рублей или 121,5% к 2004г. По абсолютному показателю оборота розничной торговли Республика Башкортостан стабильно входит в первую десятку регионов Российской Федерации.
Создаются предприятия новых форматов с использованием высокоэффективных технологий, предлагающие самый широкий ассортимент товаров и новые стандарты обслуживания. Приоритетные направления развития торговой сферы – формирование крупных торговых сетей и магазинов в пределах шаговой доступности, универсализация продовольственной торговли, дальнейшее развитие специализированных непродовольственных магазинов, расширение автономных зон обслуживания вдоль автомагистралей.
Рост покупательной способности населения положительно сказался на структуре оборота розничной торговли. Начиная с 2000г. доля непродовольственных товаров сохраняется примерно на уровне 51%. В течение 2005г. она возросла с 51,4% в январе до 52,1% в декабре. Продовольственных товаров в 2005г. населению продано на 84,9 млрд рублей или 117,4% к 2004г., непродовольственных товаров соответственно 92,5 млрд рублей и 123,9%.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность инфраструктуры?
2. Какую роль играет инфраструктура в современной рыночной экономике?
3. Какие виды инфраструктуры выделяют в экономической науке?
4. В чем проявляется значение социальной инфраструктуры?
5. Каковы место и роль рыночной инфраструктуры?
6. В чем отличие рыночной инфраструктуры от производственной?
7. Каковы основные элементы, входящие в состав рыночной инфраструктуры?
8. Какие элементы рыночной инфраструктуры наиболее развиты в Республике Башкортостан?
9. Как вы оцениваете развитие рыночной инфраструктуры в Республике Башкортостан?
10. Каковы основные проблемы развития рыночной инфраструктуры в Республике Башкортостан?
Список литературы
1.Экономика Башкортостана: учебник для вузов и ссузов/под общ. ред. Х.А.Барлыбаева. – Уфа, 2003.
2. Курс экономики Башкортостана: учеб. пособие/под общ. ред. И.А.Хисамутдинова.- Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003. – 180 с.
3. Башкортостан 1990-2005 годы // Статистическое обозрение Башкортостанстат. - Уфа, 2005.