Сущность и содержание социальной политики региона

Под социальной политикой государства подразумеваются действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика – одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны. Одновременно социальная политика является фактором экономического роста, так как улучшение благосостояния усиливает мотивацию к труду, способствует повышению его эффективности. В области социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг.

Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты для роста благосостояния, проведении политики корректировки доходов, обеспечении доступности образования, медицины, культуры.

Всякое научное исследование начинается с разработки концептуальной схемы, оптимальной модели, которая затем с помощью исследовательской программы и соответствующего инструментария накладывается на реальную жизнь. В процессе его выявляются существующие проблемы, «болевые точки» и предлагаются пути оптимизации системы управления. Структурно-функциональная модель социальной политики в регионе состоит из нескольких основных компонентов:

- объект социальной политики и социального управления;

- функции управления;

- методы управления;

- ресурсы на социальные нужды;

- субъекты управления;

- системы информационно-аналитического обеспечения.

Первое условие для грамотного решения задач социального управления на уровне местных органов – четкое определение объекта управления, границ социальной сферы, а следовательно, функций социального управления и их соотнесенности с другими сторонами жизни.

В данном случае нас интересует содержание социальной сферы на региональном уровне, поэтому очень важно выделить основные черты, характеристики ее элементов, которые и определяют содержание модели социального развития региона. К числу основных относятся: семья и быт; охрана труда; занятость и безработица; здравоохранение, народное образование, наука, культура; питание, потребление товаров и услуг; отдых и спорт; неработающее население (женщины, пенсионеры, больные, дети); демографическая среда; социальное самочувствие и поведение людей на производстве и в социуме (активность, пассивность); антиобщественное поведение (преступность, наркомания, пьянство); социальная защищенность (социальные права, стихийные бедствия, отравления, комфорт жизни); жилищная, архитектурная и эстетическая среда; условия общения людей, их взаимодействия, самореализации.

Заметим, что в рамках данной темы практически невозможно проанализировать все аспекты социальных вопросов и их решение в нашем регионе. В дальнейшем изложении остановимся на наиболее важных проблемах социальной политики в РБ.

Все это определяет основные функции социального управления: воспроизводство населения, укрепление семьи, сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни, сохранение работоспособности, профессиональная и гуманитарная подготовка населения, организация здорового и культурного досуга, отдыха, формирование окружающей среды (экономической, жилищной, эстетической).

Интегральное качество социальной сферы состоит в обеспечении благоприятных условий для развития личности, ее социального самочувствия в различных организациях, более полной реализации творческих возможностей и способностей, оказывающих в конечном счете позитивное влияние на эффективность экономической деятельности.

Итак, достижение сбалансированности в социальной сфере, снятие социальных деформаций и своевременное разрешение социальных конфликтов – суть социальной политики в регионах. Поэтому в ходе ее реализации региональные органы управления должны оказывать воздействие на ход социальных процессов в соответствии с намеченными целями. Какие же условия необходимы для получения оптимального результата, достижения социальной стабильности, сбалансированности всех элементов социальной сферы, а следовательно, обеспечения достойной жизни граждан в регионе?

Их несколько:

1) наличие необходимых ресурсов на социальные нужды;

2) надежность региональной концепции социального управления и адекватных ей методов управления (системы социального управления);

3) отлаженность информационно-аналитической системы управления социальными процессами, когда функция управления фиксируется, уточняется в результате социальной диагностики, выявления «болевых точек» и используется вся совокупность методов самоуправления (прогностических, социально-технологических, административно-правовых, социологических и др.);

4) все субъекты социального управления равномерно распределяют функции управления между соответствующими органами; адекватно реагируют на социальные процессы с помощью совокупности методов управления; главные субъекты управления координируют работу всех органов управления в соответствии с достижением социальных целей.

Необходимость социальной защиты обусловлена и тем, что функционирование рыночного механизма само по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 30-х годов, сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряженности, доказал эту необходимость.

На современном этапе развития научно-технической революции ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества.

Необходимость социальной защищенности приводит к потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство рыночной организации производства. Также социальная защита человека осуществляет реализацию его основных социально-экономических прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов, и поэтому при хорошо развитой системе социальной защиты человек, хоть в какой-то степени, может быть уверен в своем завтрашнем дне. В связи с этим необходимо постоянно расширять и развивать систему социальной защиты. Ее расширение может осуществляться в трех направлениях: расширение социальной сферы, расширение состава социально-защищенных групп, увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения, причем формы и виды соцобеспечения могут быть чрезвычайно разнообразны. Наиболее высокий уровень социальной защищенности на сегодняшний день достигнут в Швеции, Германии, Норвегии и Дании.

Механизмы рыночной экономики действуют в направлении повышения эффективности факторов общественного производства, развития производительных сил и роста общественного богатства. Но распределение создаваемого валового национального дохода по рыночным законам не отвечает критериям социальной справедливости, не исключает воспроизводство маргинальных групп. Государство должно корректировать распределение создаваемого богатства, принимая во внимание интересы различных слоев населения.

Можно выделить два варианта участия государства в формировании социальной политики.

1. Государство играет решающую роль в поддержании доходов и обеспечении социальных услуг путем проведения жесткой политики перераспределения национального валового продукта (шведский вариант).

2. Государство берет на себя только те функции, которые не в состоянии выполнить конкурентный рыночный механизм (американский вариант).

Проводимая в России социальная политика строится по второму типу: государство, признавая примат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи только беднейшим слоям населения.

Цель социальной защиты также обусловлена задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности. Необходимо создать нормальные условия жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития страны позволяет удовлетворить их основные потребности.

Что касается социальной защиты в РБ, то здесь можно отметить среди наиболее значимых преобразований – изменение принципов и форм предоставления населению социальных льгот.

В целях реализации новых подходов к предоставлению мер социальной защиты населения, в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, устанавливающего замену отдельных льгот в натуральной форме на денежные компенсации, в республике проделана значительная работа по решению задач нормативно-правового, организационного и финансового обеспечения реформы, по созданию механизмов назначения и доставки денежных выплат.

Принят пакет первоочередных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для ветеранов, инвалидов, граждан, пострадавших от политических репрессий, семей с детьми.

Сформированы федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В федеральный регистр включено 326,2 тыс. человек.

Количество льготников, включенных в региональный регистр, составляет 529,9 тыс. человек, в том числе:

ветераны труда - 424,3 тыс. человек;

ветераны военной службы - 0,3 тыс. человек;

труженики тыла - 97,1 тыс. человек;

реабилитированные лица - 7,7 тыс. человек;

лица, признанные пострадавшими от политических репрессий – 0,5 тыс. человек.

Одним из важнейших направлений проводимой в республике социальной политики является поддержка семьи, материнства и детства. По состоянию на 1 января 2005 года регулярно производилась выплата всех видов пособий семьям с детьми на общую сумму 718,1 млн рублей, в том числе ежемесячного пособия на детей в возрасте до 16 (18) лет заплачено на сумму 560 млн рублей. По разным основаниям регулярно выплачиваются дополнительные виды пособий на сумму порядка 200 млн рублей в год (ежемесячное пособие многодетным семьям и др.).

К числу важнейших направлений работы по осуществлению государственной социальной политики принадлежит реализация мер социальной поддержки ветеранов.

В республике представлялись льготы и выплачивались компенсации 740,2 тысячам ветеранов войны и труда. Объем предоставленных им льгот составил в 2004 г. 1922,5 млн рублей (за 2003 год - 1632,7 млн рублей).

Льготами по лекарственному обеспечению за 2004 год воспользовались 100,4 тыс. ветеранов.

Приоритетным направлением является реализация мер, направленных на улучшение социально-экономического положения инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Данная работа активизирована в рамках реализации Программы подготовки и празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Приведенные примеры показывают, что в республике Башкортостан проводится в последние годы большая и продуктивная работа по решению социальных задач с целью роста благосостояния различных групп населения. Не случайно по итогам 2005 года по качеству и благополучию жизни по оценкам экспертов республика была признана вторым (после Москвы) регионом страны.

Особенно заметны положительные сдвиги в социальной политике и ее результативности за последние 5-10 лет по сравнению с уровнем социальной работы в начале 90-х годов ХХ века, когда Башкортостан занимал 60-70 позиции среди 89 регионов России по важнейшим социальным критериям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: