Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения — аккомодации как подражания консультанта стилю и особенностям поведения членов семьи (С. Минухин), активного эмпатического слушания (К. Роджерс), мимезиса как подражания и копирования по типу имитации позы, одежды, мимики и пр. (С. Мйнухин). Конкретными формами мимезиса являются синхронизация дыхания, «отзеркаливание» позы, мимики, жестов, подражание речи клиента по параметрам скорости, громкости, интонации либо, если работа идет с семьей в целом, речи «идентифицированного пациента», отслеживание глазодвигательных реакций клиента. Представление консультанта и структурирование позиций в консультативном процессе. Установление атмосферы доверия и безопасности. Коммуницирование эмоциональной поддержки и стабилизация эмоционального состояния клиента. Выявление жалобы и запроса. Первичное исследование проблемы. На этой стадии необходимо получить общую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессии каждого из членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Оптимальным методом здесь является составление генограммы для трех поколений семьи. Если работа идет с семьей в целом, то необходимо выявить позицию каждого из присутствующих ее членов в отношении проблемы обращения. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение психологического консультирования. В рамках договора согласуются цели консультирования и форма психологической помощи, которая будет оказана клиенту. Обсуждаются проблема ответственности клиента и консультанта и их функции в процессе работы. Осуществляется согласование организационных вопросов: количество встреч, их продолжительность и периодичность, состав участников, оплата консультаций.
|
|
Диагностика может осуществляться в двух парадигмах: либо как реализация субъект-объектной схемы "диагноз - прогноз - управление", либо как совместное познание психологом и членами семьи особенностей взаимоотношений внутри семьи и ее отношений с социальным окружением. Мы считаем, что при работе с семьей уместен лишь второй вариант. Сущность такой диагностики можно предельно кратко выразить в схеме: диагностика-самопознание-принятие решения об изменении-позитивное развитие семьи и каждого из ее членов.
Задачи диагностики семьи можно разбить на три группы:
• выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при ее социально-психологическом анализе.
• выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на нее социально-психологического воздействия.
• определение показаний к семейной диагностике – в каких случаях при изучении трудностей клиента или определенного психического расстройства необходимо обращаться к анализу семьи?
|
|
Знакомство с клиентом в рамках психологического консультирования начинается с первой встречи. Она достаточно коротка, т. е. укладывается в традиционные 45 мин, а в том случае, если проводится в рамках «диспетчерского приема», предполагающего передачу клиента другому консультанту, и еще короче — до 30 мин. За время этой встречи консультант выслушивает жалобы клиента, а также составляет впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с консультантом. Эти два источника информации и являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики. Этих данных при их вдумчивом и внимательном анализе достаточно для того, чтобы построить гипотезы о зоне нарушения и выборе направления дальнейшей диагностической работы, а также для вынесения некоторых первоначальных диагностических суждений. Использование информации, получаемой в первой встрече, связано не столько с умелостью постановки вопросов в ходе общения, сколько с мастерством анализа спонтанных высказываний клиента, а также его невербального поведения. Это утверждение основывается на том, что в условиях добровольного посещения консультации клиент, как правило, достаточно мотивирован, эмоционально готов к встрече и скорее обеспокоен тем, чтобы успеть изложить все, что ему кажется важным, нежели тем, чтобы что-то скрыть. Специальные дополнительные вопросы бывают необходимы, особенно в тех случаях,
когда речь идет о сексуальных нарушениях. Во всех других случаях лучшей стратегией будет следовать логике изложения, предлагаемой самим клиентом. Построение психологического заключения начинается с анализа жалобы, который предполагает: а) определение сюжета и структуры жалобы клиента, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры; б) выяснение подтекста жалобы (отношения клиента к лицу, о котором идет речь в жалобе, и к консультанту).
Детерминанты необоснованных жалоб родителей | Виды консультативной работы |
Психологическая неграмотность родителей | Информирование и разъяснение |
Искаженное родительское отношение | Психокоррекционная работа по изменению родительского отношения |
Психопатология родителей | Направление в соответствующее лечебное учреждение |
Детерминанты обоснованных жалоб родителей | |
Психическое недоразвитие ребенка | Информирование родителей и направление ребенка к дефектологу |
Задержка психического развития | Информирование родителей, рекомендации по психологически грамотной организации занятий родителей с ребенком; возможно направление к дефектологу |
Поврежденное психическое развитие ребенка | Информирование родителей об особенностях ребенка, направление к психиатру |
Искаженное психическое развитие ребенка | Направление к психиатру. Приспособление родителей к особенностям ребенка |
Дисгармоничное психическое развитие ребенка | Психокоррекционная работа с родителями по нормализации их общения с ребенком |
Нарушения развития личностной сферы ребенка | Направление ребенка на второй этап диагностики, дальнейшая психокоррекционная работа с ребенком и родителями |