Паспорт семьи

Учащегося ____________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка)

_____________ класса ____________________________ школы

1. Общие сведения о родителях и других членах семьи

Фамилия имя, отчество Семейный статус (степень родства для ребенка) Образование Место работы, специальность Примечание (м.б.отраженна др. значимая информация)
           
           
           
           

2. Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка

3. материальное положение в семье

4. Общие сведения о детях:

Фамилия имя, отчество Дата рождения Место учебы (работы) Занятия вне школы (дополнительное образование, кружки, секции) Примечание (м.б.отраженна др. значимая информация)
           
           
           
           

5. Воспитательные возможности семьи:

5.1.Уровень педагогической культуры родителей: __________________________________

(высокий, средний, низкий)

5.2 Психологический климат в семье ____________________________________________

(положительный, устойчивый, неустойчивый, негативный)

5.3. Ситуация семейного воспитания _____________________________________________

(благоприятная, неблагоприятная)

6. Социально-психологические особенности семьи:

6.1. Характер взаимоотношений между родителями:

- взаимопонимание, согласие

- доброжелательные

- доминирование (отца, матери)

- напряженные отношения

- каждый сам по себе: параллельное существование, «изоляция», равнодушие

6.2. Стиль семейного воспитания:

- благоприятный

- неблагоприятный, в т.ч.: эмоциональное отвержение, неприятие, гипоопека, гиперпротекция.

6.3. Полнота удовлетворения потребностей ребенка _________________________________ __________________________________________________________________________

6.4. Создание условий для развития ребенка: родители создают / не создают условия для правильного развития ребенка:

- совместная деятельность, общение, интерес к делам ребенка, контроль, режим дня, определение обязанностей ребенка в семье

- другое ________________________________________________________________

6.5. Характер отношений ребенка к членам семьи:

- Зависимость (не принимает самостоятельных решений, во всем ориентируется на мнение родителей, зависит от их настроения, расположения)

- Ровная привязанность, теплые, доверительные отношения

- Отвержение кого-либо из членов семьи, отстраненность в контактах с кем-либо из членов семьи

- выраженный негативизм по отношению к кому-либо из членов семьи (стремление делать все наоборот в противовес требованиям)

- Предпочтение кого-либо из членов семьи

- Страх в отношениях с кем-то из членов семьи, пассивная подчиняемость

6.6. Наличие социального неблагополучия в семье:

- аморальный образ жизни родителей (алкоголизм, употребление наркотиков,)

- культ насилия как способ общения в семье, психическое и физическое насилие

- невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, невнимание к их интересам

- противоправное поведение родителей, других членов семьи, волечение в противоправные действия детей

6.7. Оценка влияния семейной среды на ребенка:

- наличие в семье неблагоприятных факторов, повлиявших на здоровье ребенка, социальную адаптацию, учебную деятельность, поведение в целом: влияние оценивается как благоприятное, неблагоприятное, психотравмирующее

ПРИЕМЫ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Помощь неблагополучной семье предполагает как изучение ее особенностей в ситуации "здесь и теперь", так и обращение к истории семьи. Далее мы приводим некоторые приемы, которые используем в собственной практике консультирования семей с нарушением внутрисемейных отношений.


^ СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КАРТЫ СЕМЬИ


Сразу предупредим, что при составлении социальной карты семьи нельзя ограничиваться только "статистическим анализом". Мало выявить, полной или неполной является семья, сколько в ней детей и т.д., важна полнота социально-психологической информации.

К примеру, если вы работаете с многодетной семьей, следует помнить, что сам показатель многодетности мало что говорит о семье. В одном случае это может быть семья с установкой на многодетность, где дети желанны, а жизненные затруднения вызваны типичным для современной социально-экономической ситуации кризисом адаптации к жизни или особенностями возрастного развития одного из детей, в другом - алкогольно- или наркозависимая семья, где многодетность - результат отсутствия планирования рождаемости. Многодетность может быть и результатом соединения в повторном браке женщины и мужчины с детьми от предыдущих браков. В каждом из этих случаев семье требуется своеобразная помощь и поддержка.

Перечислим основные показатели, которые должны войти в социальную карту семьи.

Тип семейного неблагополучия

При анализе данных по этому вопросу целесообразно рассмотреть систему отношений семьи с окружающим миром.

Можно воспользоваться такой градацией нарушения адаптации семьи:

а) отчуждение от одного или нескольких пространств жизни (какого именно);

б) сужение сферы деятельности и (или) общения;

в) отчуждение от внешнего мира и "инкапсулизация" семьи, ее жесткая закрытость (речь идет о семьях, которые в трудных жизненных ситуациях неизменно замыкаются в себе, отгораживаются от внешнего мира; это непродуктивный способ преодоления кризисов, который оставляет очень мало возможностей для выбора, исключает выход младших членов семьи во внешний мир как способ преодоления семейного неблагополучия).

Особенно стоит выделить так называемые кризисные семьи, в которых конфликты, насилие, жесткое отношение к детям, наркотическая или алкогольная зависимость являются привычной формой существования.


Этапы развития семьи


Анализ структуры семьи

Необходимо понять иерархию отношений, союзов и коалиций в семейной системе. Напомним, что наиболее функциональным семейным союзом является тот, в котором иерархия осознается всеми: родители могут представлять часть одного союза, чей голос более весом, чем голос детей-подростков, которые, в свою очередь, имеют больше веса (но не ценности), чем младшие дети. Важно понять, в какие союзы объединяются члены семьи. Каждый союз занимает в структуре семьи свое место, обеспечивая ощущение порядка. Повторяющиеся ситуации и типичные стереотипы

Это устойчивые способы поведения, паттерны, которые в неблагополучных семьях, как правило, немногочисленны и отличаются жестокостью.


Взаимоотношения в семье

Предполагается получение хотя бы минимальных сведений, которые позволяют определить возможную стратегию социально-психологического сопровождения семьи, выбрать тактику установления продуктивного контакта с ее членами, отобрать приемы работы на начальном этапе социально-психологической помощи.


Особенности образа мира и семейные мифы

На определенном этапе психологического сопровождения семейные мифы могут стать фокусом психологической работы. В целом же динамику изменения представлений и отношений к себе и миру необходимо отслеживать в процессе всего психологического сопровождения.

Е. Поливанов считал, что сущностный признак языка - это то, что "язык существует в уме", то есть он - система, элементы которой связаны не просто между собой, они связаны с отраженным в сознании миром. При этом глубинные, далеко не всегда осознаваемые человеком, но оказывающие действенное влияние на его жизнь составляющие образа мира выражаются в образах и символах, а осознаваемые "правила жизни" получают четкое речевое выражение. На основании этого семейные мифы выявляются через анализ вербальных и невербальных текстов клиентов, которые помогают в единстве диагностировать особенности семейного мифа и вести работу по реконструкции того или иного его фрагмента в ситуации "здесь и теперь" при взаимодействии психолога и клиента, что позволяет создавать психотехники изменений, адекватные для конкретной семьи или клиента.СОСТАВЛЕНИЕ ГЕНОГРАММЫ СЕМЬИСемейная генограмма помогает выявить факторы, оказавшие влияние на становление системы семейных ценностей, правил жизни и стереотипов поведения. Такое выявление осуществляется в ходе беседы, которую целесообразно проводить с каждым из членов семьи индивидуально. Результатом беседы становится семейная генограмма, широко используемая в различных направлениях семейной психотерапии (К.-Ч. Тойч, А.А.Шутценбергер, А. Варга, Э. Эйдемиллер и др.).Для составления генограммы на первой консультации психолог может задать следующие вопросы:О клиенте: "Как вас зовут?", "Сколько вам лет?", "Вы замужем (женаты) или одиноки?", "Как зовут вашего супруга (супругу)?", "Когда вы вступили в брак?", "Какие у вас отношения с супругом (супругой)?", "Есть ли у вас дети?"

О детях клиента: "Как их зовут?", "Сколько им лет?", "Какие у вас отношения с детьми?", "Как дети относятся друг к другу?"

О родителях клиента: "Как зовут ваших родителей?", "Сколько им лет?" (возможный вариант - год рождения каждого из них), "Чем они занимаются?" (если умерли, то когда и по какой причине), "Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?", "Какими они были, когда вы росли?"

О братьях и сестрах клиента: "Какие отношения существуют между вами и вашими братьями и сестрами?", "Как ваши родители относятся к вам и вашим братьям и сестрам?", "Как сложилась судьба ваших братьев и сестер? Где они сейчас?", "Чем они занимаются?", "Какова их семейная ситуация?"

Задавая эти и подобные вопросы (в реальной беседе они звучат не так жестко и однозначно), специалист выслушивает человека, наблюдает за его поведением, мысленно отмечает особенности и мотивы поведения и речи (как он говорит, есть ли напряжение в теле, каковы тон и скорость ответов на различные вопросы, какие ключевые слова он употребляет). В речи, особенно при воспоминаниях о значимых для человека жизненных ситуациях, чаще всего ярко проявляются непродуктивные жизненные установки, семейные правила, характерные модели семейных отношений и поведения в сложных жизненных ситуациях, которые не позволяют семье продуктивно адаптироваться к жизни и добиться успеха.Кроме беседы можно использовать и графические приемы: составление генеалогического дерева или семейной генограммы (Р. Ричардсон, К.-Ч. Тойч). Форма генеалогического дерева всем хорошо известна. В генограмме же, как правило, клиенты с помощью символов изображают историю семьи. Один из вариантов заполнения генограммы можно найти в книге Э. Эйдемиллера "Методы семейной диагностики и психотерапии" (М., 1996).

Семейное кукольное интервью

Техника семейного кукольного интервью дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, - все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.

Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с детьми от пяти до двенадцати лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах, в том числе, связанных с насилием в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: