Глава 40 о тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха

Когда курайшиты услышали упоминание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Милосердном, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу: '...Они не веруют в Милосердного...' (Гром, 30).

Этот хадис передали ибн Джарир и ат-Табарани со слов Муджахида, который является табиином. Хадис мурсаль (пропущенно имя сподвижника) из разряда слабых хадисов (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

В 'ас-Сахихе' аль-Бухари приводится следующий хадис:

Али сказал: 'Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве хотите вы, чтобы Аллах и Его посланник были отвергнуты?' * (Аль-Бухари, 1/199).

аль-Бухари приводит его как муалляк (то есть не упоминает шейх и больше, из разряда слабых) (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

Глава 41 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА 'Они узнают благо Аллаха, а потом отрицают его, ведь большая часть их - неверующие...' (Пчёлы, 83).

Муджахид сказал, что смысл этого в том, что человек говорит: 'Это - моё имущество, которое я унаследовал от моих предков'.

Этот хадис передал ибн Джарир и в его иснаде Суфьян бин Уакыи' - он слабый передатчик. (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

Глава 42 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА '...Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!' (Корова, 22).

Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поклявшийся не Аллахом впал в неверие, или* ширк. Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным. (Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/69, 87 и125, аль-Хаким и др., достоверный хадис).

Хадис со слов ибн Умара. Аль-Альбани назвал его достоверным, аль-Уадии назвал его слабым (да помилует их Аллах) (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Не говорите: 'Если будет угодно Аллаху и такому-то'. Вам следует говорить: 'Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то. Достоверный хадис, приведённый Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/384).

Шейх Абдуррахман Мукбиль аль-Уади'и (да помилует его Аллах Всевышний) назвал этот хадис слабым. (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимым говорить: 'Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите', а разрешал говорить: 'Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя'. Он сказал: 'Допустимо также говорить: 'Если бы не Аллах, а затем такой-то...', но не говорите: 'Если бы не Аллах и такой-то...''.

Передал его ибн Абу Дунья и хадис даиф (слабый) (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

Глава 50 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА: 'Когда же Он даровал им здорового ребёнка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им...' (Преграды, 190).

Комментируя приведённый выше аят, Ибн Аббас сказал: 'Адам овладел ею [Евой] и она забеременела от него. Тогда пришёл к ним Иблис и сказал: 'Я - ваш господин, который вывел вас из Рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребёнка рогатым, и он разорвёт тебе живот'. Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом (Аль-Xарис, букв. 'пахарь' - имя Иблиса). Таким образом, Абд аль-Харис означает 'раб Иблиса' ['раб Шайтана'. - Ред. ]). Однако они отказались повиноваться ему, и ребёнок родился мёртвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришёл к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребёнок опять родился мёртвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришёл Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребёнку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: '...Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им' (Преграды, 190). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

Это придание передал ибн Джарир со слов Шарайка, со слов Хусайфа, со слов Саида бин Джубайра..., что касается Шурайка, то он слабый, что касается Хусайфа, то он был правдивым, но обладал слабой памятью, то есть тоже слабый. (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

Ибн Касир в своем тафсире (толковании Корана) посчитал более верным (раджих), что это придание взято из книг ахля ль-китаб (христиан или иудеев). (примечание к матн китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск)

Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: 'Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении'.

По поводу же высказывания Всевышнего ''Если Ты даруешь нам здорового ребёнка, мы будем Тебе благодарны!'' (Преграды, 189), Муджахид сказал: 'Они боялись, что он не будет человеком'. Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. - Ред. ], Саид [ибн Джубейр. - Ред. ] и другие.

Оба эти придания слабые (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

Глава 51. ОБ ИМЕНАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА.

Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса о словах Аллаха: 'Тех, кто раскольничает о Его именах...' - это те, кто придаёт Ему сотоварищей'.

Хадис даиф (слабый) его передала цепочка (семья) 'Ауфийев и они слабые, из них Ата'а, 'Ауфий. (Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)

Аль-А'маш сказал: 'Они [раскольники] вносят в них [имена Аллаха. - Ред. ] то, что к ним не относится'.

Хадис даиф пришел через дорогу Мубашшира бин Убайда аль-Кураши. Сказал про него аль-Бухари:"Он - мункар" (то есть причиной оставление этого (рауий) передатчика было его большое количество ошибок, беспечность или даже (фиск) беспутство (большие грехи).(Со слов Абу ль-Фида аль-Кадуси).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: