Интерпретация невербального поведения

Как отметили Газда и его соавторы (Gazda et al., 1984), невербальные сообщения должны рассматриваться просто как ключи к скрытым чувствам и побуждениям человека. Консультант должен интерпретировать невербальные сообщения экспериментально и должен понимать, что данное поведение может иметь противоположное значение для двух разных людей или даже для той же самой личности в двух различных случаях (Gazda et al., 1984). Значение невербального поведения изменяется в разных обществах и культурах, и консультанты должны быть чувствительны к этим различиям.

Невербальное поведение клиента во время консультационной беседы, безусловно, важно. Оно обеспечивает консультанта дополнительной информацией относительно мыслей и чувств клиента. Часто человек посылает какое-либо устное сообщение, при этом посылая совершенно другое через тон голоса, выражение лица или положение тела. Такой диалог мог бы звучать так:

Консультант: «Как вы себя чувствуете сегодня?»

Клиент: «О, прекрасно. Все замечательно».

Консультант: «Вы не выглядите, как хорошо чувствующий себя человек. Когда вы вошли в кабинет, ваша голова была опущена и вы смотрели на пол, а теперь вы, кажется, избегаете смотреть мне в глаза».

Клиент: «Хорошо, допустим, мне трудно -говорить о том, как подавленно я себя чувствую».

Общая цель процесса консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту открыто выражать эмоции (Loesch, 1975). Поэтому консультант должен быть чувствителен к невербальным сигналам и, как показано в приведенном выше примере, уметь реагировать на несоответствия между скрытыми чувствами клиента и устными выражениями этих чувств. Способность консультанта к эмпатии непосредственно связана с его способностью наблюдать и отвечать на невербальные сообщения.

Во многих случаях консультанту достаточно привлечь внимание клиента к невербальному поведению. Например:

Консультант: «Вы осознаете, что вы краснеете каждый раз, когда мы обсуждаем ваши отношения с мужем?»

Клиент: «Я допускаю, что становлюсь ужасно тревожной, когда мы обсуждаем мой брак, потому что я чувствую вину за то, что желала отношений с другим мужчиной».

Обеспечивая осознание клиентом своего невербального поведения, консультант побуждает его делиться более важными и личностно значимыми невысказанными чувствами.

Часто способность наблюдать невербальное поведение и отвечать на это послание на определенном уровне позволяет консультанту проецировать необычную теплоту, чувствительность и проницательность, которые способствуют близости отношений. Ответ на хмурый взгляд клиента, прежде чем беспокойство было вербализовано, заставляет клиента чувствовать, что консультант настолько настроен на него, что видит переживания, которых, возможно, клиент сам еще не осознает. Такое взаимодействие, возможно, и породило идею о том, что консультанты имеют шестое чувство и почти мистическую проницательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: