Процессы в современной

ПОТЕНЦИАЛ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

И МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ

ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ1


Проблематика непрерывного образования обсуждается с учетом того, что на­циональная образовательная система нуждается в реформировании и модерни­зации. Их успех определяется двумя факторами: совместностью действий всех заинтересованных субъектов - государства, некоммерческих организаций и ассо­циаций, работодателей, представителей образовательных учреждений, родителей, школьников, учащихся и слушателей систем профессионального и дополнитель­ного образования, а также научной обоснованностью содержания реформ.

Ключевые слова: модернизация, система образования, социализация, непрерывность обра­зования, доступность.


Значимость образовательной сферы, тия и перехода в зоны риска и неопреде-вопросов ее организации и финансиро- ленности. Помимо этого, образование

вания, качества и доступности образо­вания, формирования отвечающих ре­алиям наших дней программ, методов и технологий передачи и сохранения знаний - признается сегодня науч­ным сообществом. Его представители

становится эффективным средством производства и накопления социально­го и человеческого капитала, который имеет особое значение для развития современного общества.

Достаточно категоричны в этом от-

убеждены, что образование является ношении и политические круги, равно каналом восходящей социальной и тер- как и широкие слои общественности, риториальной мобильности, важней- оценивающие состояние национальных шим механизмом социализации и со- образовательных систем в контексте об-циокультурной интеграции, условием щемировых тенденций, настаивающие становления гражданского общества на необходимости их модернизации в и правового государства, преодоления русле комплексного и всестороннего опасности отставания отдельных стран обновления всех звеньев и сфер обра-от мейнстрима общественного разви- зовательной деятельности.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 11-32-03001 «Социально-гуманитарный потенциал модернизации России».

Сказанное в полной мере относится и к России, вот уже десятилетие вовле­ченной в бурные дебаты по вопросам перспектив и путей дальнейшего раз-

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 5 май 2012 'J


Потенциал непрерывного образования и модернизационные процессы в современной России


вития собственной системы образо­вания и всего образовательного про­странства.

Актуальность тем, которые обсуж­дались на недавних социологических конгрессах, всероссийских научных конференциях, рабочих встречах по образованию, обусловлена теми глубо­чайшими изменениями, что довелось пережить нашей стране в последние десятилетия. Эти изменения затронули все без исключения сферы обществен­ной жизни, включая системы воспита­ния и социализации как подрастающих поколений, так и взрослых граждан. Они заставили взглянуть на образова­ние как на средство развития эффек­тивной экономики России и форми­рования современного гражданского общества.

Казалось бы, феномен образования изучен вдоль и поперек, а посему зна­комство с ним может идти только по проторенным дорожкам. Действитель­ность, однако, убеждает в обратном: каждый новый шаг в развитии куль­туры, социально-политической ситуа­ции, научной методологии вынуждает взглянуть на образование по-новому и увидеть в нем то, что ускользало или было недоступно или не актуально в прошлом.

Очевидно, что проблемы образова­ния получают в третьем тысячелетии новую интерпретацию и прочтение. Даже беглая оценка степени их науч­но-практической разработанности поз­воляет утверждать, что мировая, да и отечественная, наука дают активный прирост знаний и материалов. Год от года увеличивается число работ, авто-

'" социология обра;


ры которых анализируют различные аспекты образовательных процессов, рассматривают последние в качестве средств культурного и политического диалога, факторов, предопределяющих конкурентоспособность националь­ных экономик. При этом в поле зрения оказываются как сугубо теоретические, фундаментальные, так и прикладные вопросы, пристальное и комплексное внимание к которым, несомненно, дает положительные результаты.

Нередко сфера образования рас­сматривается и изучается как нечто изолированное, существующее само по себе. В попытках помпезно обосновать ее роль в решении задач поддержания конкурентоспособности отдельных стран в глобальном соревновании ин­новационных экономик, представить образовательные процессы в качестве постоянно возобновляемых источни­ков рабочей силы, провозгласить при­оритеты реализуемой образовательной политики мы иногда забываем, что она - «не на облаке», а, напротив, нераз­рывно связана с обществом, отражает, так или иначе, все происходящее в нем.

Фиксация и анализ «нитей», соеди­няющих образование и общество, воз­можны благодаря социологическим традициям изучения закономерностей функционирования образования как уникального социального института, относительно самостоятельного, но вместе с тем взаимосвязанного с дру­гими институтами, призванного раз­вивать и преумножать человеческий капитал, формировать идеи, социаль­но-значимые идеалы, мировоззренчес­кие позиции, надежды, «конструиро-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: