Стадии конфликта

Если графически представить себе модель конфликта, то она будет выглядеть следующим образом:


Исходя из этой модели, необходимо знать, что социально-трудовой конфликт следует рассматривать в динамике, учитывать его генезис и все стадии развития. В развитии конфликта выделяются предконфликтная, собственно конфликтная и послеконфликтная стадии.

База конфликта или предконфликтная ситуация.

Более или менее удобные условия регулирования конфликтных отношений существуют на первом этапе трудового конфликта. На этой стадии ни одна из сторон участников конфликта не увязла в нем еще настолько, чтобы возврат к исходным позициям был бы невозможен. Ни один из субъектов конфликта, ещё не ощутил близость желанной цели, ради которой он пошел на конфликт, но каждый уже столкнулся с сопротивлением противника и имел возможность осознать, что путь к победе будет нелегким.

Кроме того, начало конфликта является периодом наибольших колебаний, неустойчивости, шатаний среди всех его действительных и потенциальных участников. Именно на этой стадии конфликта решительные действия могут привести к успеху, к остановке открытого столкновения, к компромиссу противостоящих интересов.

Инцидент.

Вызов, которым одна из участвующих сторон инициирует конфликт, выдвигая ряд требований или претензий с целью добиться уступок или положительной реакции. Вызов включает в себя цели инициатора и определяет основные причины конфликта, и почти всегда в тактических целях сопровождается угрозой или применением санкций. Они выражаются в виде целого ряда мер, начиная с кратковременного прекращения работы, применения различных промежуточных мер и заканчивая, к примеру, длительной массовой забастовкой. Конфликт всегда начинается с четко выраженного вызова.

Реакция на конфликтную ситуацию – это первоначальная реакция на вызов. Она выражается в виде оборонительных, уклоняющихся или наступательных действий, цель которых уклониться или нейтрализовать угрозу со стороны инициатора вызова или же уменьшить потери респондента за предлагаемые или фактические санкции, содержащиеся в вызове.

Наличие конфликта – это момент наибольшего воздействия, оказываемого одной стороной на другую с целью преодоления сопротивления, выведения ситуации из тупика и тем самым разрешения конфликта в чью-то пользу. Стратегия управления может быть направлена на преодоление агрессивного, конфронтационного поведения, достижения компромисса, уход, уклонение от конфликта (что оправдывается поиском разумного, цивилизованного выхода; сотрудничество (позволяет добиться максимума эффекта).

Урегулирование конфликта, на котором основываются условия завершения конфликта и достигаются новые соглашения и договоренности либо о восстановлении существовавшего положения до начала конфликта, либо о внесении корректив в ранее существовавшие соглашения, на приемлемых для обеих сторон условиях. В зависимости от прочности позиций сторон, ведущих переговоры, урегулирование конфликта может позволить одной из сторон потребовать изменения ранее существовавшего положения, означающее полное или частичное достижение целей одной стороны за счет другой.

Последствия конфликта, представляющие «начало конца» конфликта. Их можно характеризовать как период подведения итогов завоеваний и потерь сразу же после урегулирования конфликта. На различных этапах развития конфликта состояние трудового коллектива характеризуется разной степенью удовлетворенности (напряженности).

Рассмотрев так подробно, что же из себя в целом представляет конфликт, перейдем к более детальному изучению социальных конфликтов непосредственно в организации или на предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: