Управление затратами на качество

Планирование качества и объекты управления

Под планированием качества продукции понимается процесс разработки и принятия обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени.

Планирование качества-всеобъемлющий процесс, который должен осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла продукции, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели качества и мероприятия по его повышению необходимо обосновывать расчетами экономической эффективности.

Главными задачами планирования качества продукции являются:

- обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

- повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;

- установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

- усовершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

- увеличение выпуска сертифицированной продукции;

- своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

- увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

Важными принципами планирования качества продукции являются:

- непрерывность, обусловленная постоянным повышением конкурентоспособности продукции, в рез-те чего план-ие качества продукции рассматривается как постоянно возобновляющийся процесс составления планов повышения качества;

- научная разработка планов, предполагающая учет и план-ие новейших достижений науки и техники;

- экономичность путей достижения целей, связанных с максимумом получаемого эффекта

- координация и интеграция плановой деятельности.

Объектами планирования качества являются:

- цели и стратегии предприятия по завоеванию той или иной рыночной позиции;

- параметры качества продукции, позволяющие повысить ее конкурентос-ть;

- прогнозы рыночных тенденций качественных характеристик продукции и планы по достижению показателей в соответствии с данными тенденциями.

Одним из важнейших направлений планирования качества продукции на предприятии явл-ся внутрипроизводств. план-ие. Его задачи заключаются:

- в формулировании цели его деятельности и конкретных задач, с помощью которых они достигаются;

- создании необходимой основы для перестройки структуры фирмы и системы ее управления;

- создании основы для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;

- обеспечении выбора наилучшего варианта решения;

- формировании системы стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.

Средства планирования качества. К ним относятся нормативное, методическое и иное документационное обеспечение, используемое органами и лицами, управляющими процессом планирования в системах управления качеством. К составу средств планирования качества можно отнести:

- политику повышения качества продукции;

- программы, стратегии, планы повышения качества продукции;

- банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;

- метрологические средства, включающие государ. эталоны физических величин, образцовые и рабочие средства измерений;

- гос. службу обеспечения единства измерений(ГСИ);

- гос. службу стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

2.Установление целей в области качества. Основы разработки стратегии в области качества. Направления проведения работ по стратегическому планированию. Понятие формулируемых целей.

Управление качеством - постоянный планомерный целенаправленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание более качественной продукции.

Если политика руководства в области качества понимается как стратегическая цель, то следующим шагом будет выделение оперативных целей. В работах по стратегическому планированию выделяют следующие направления:

1. Оценка привлекательности бизнеса

2. Изучение конкурентов с применением бейчмаркетинга

3. Анализ сегментирования рынка

4. Оценка рыночной позиции предприятия

5. Анализ существующего портфеля продукции

6. Стратегический анализ факторов развития

7. Оптимизация ресурсов

В результате проведения этих работ определяется стратегия качества предприятия и формируются оперативные цели. При этом цели должны быть: понятны, однозначны и не противоречивы.

Цели должны определятся во времени, должны документироваться, должны быть ясными в сочетании с другими целями, реалистичными, достижимыми, побуждающими к действию, ощутимыми (измеримы и описаны).

Методы поиска формулировок оперативных целей: опрос по карточкам или устное интервью с сотрудниками.

Контур целей. Важно согласовать цели.

 
 


Процесс согласования ориентируется на модель контур целей. Это замкнутая структура состоящая из семи звеньев.

1. Определение стратегических целей

2. Определение оперативных целей

3. Определение критериев успеха

4. Формулирование и соотношение главных, второстепенных и частных целей.

5. Разработка плана действий. План должен быть реалистичным, контролируемым и распределенным согласно приоритетам

6. Подготовка и проведение мероприятий по достижению поставленных целей

7. Обратная связь. На этом этапе необходимо определить прогресс достижения целей, если необходимо провести корректировку.

Критерии обратной связи:

1. План действий и плановые сроки

2. Сравнение плановых и фактических показателей, выполнение предъявляемых требований

3. Соблюдение делового уровня и уровня отношений в цифрах и фактах

4. Демонстрация признания, похвала положительных моментов

5. Умеренная конструктивная критика отрицательных моментов

6. Определение стимулирующих и сдерживающих факторов

Для определения последовательности и взаимосвязи целей эффективное использование 7 инструментов:

1. Диаграмма сродства

2. Диаграмма отношений

3. Диаграмма дерева (дерево целей)

4. Матричная диаграмма

5. Диаграмма портфеля

6. План «проблема-решение»

7. План-сетка.

3. Качество продукции и услуг

Качество– это степень соответствия совокупности присущиххарактеристик требованиям. Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в обла­сти качества. В практике управления качеством использу­ются следующие методы:

- экономические;

- организационно-распорядительные;

- научно-технические;

- социально-психологические.

Экономические методы управления реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы сис­тематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. В группу экономических методов включают следующие:

- финансирование деятельности в области управления качеством;

- хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

- экономическое стимулирование производства;

- бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг;

- ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

- применение системы оплаты труда и материального поощрения;

- использование экономических мер воздействия на поставщи­ков.

Организационно-распорядительные методы осуществляются по­средством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходи­мого уровня качества. В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включить следующие:

-регламентирование (функциональное, должностное, струк­турное);

-стандартизацию;

-нормирование;

-инструктирование (объяснения, разъяснения);

-распорядительное воздействие (на основе приказов, распоря­жений, указаний, постановлений и др.).

Научно-технические методы управления качеством. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление каче­ством продукции научно-техническими методами. При этом объектом управления является процесс, продукт, техническая проблема. Научно-технические методы можно классифицировать следующим образом:

-технологические (автоматические методы настройки и регу­лирования, автоматизированные, механизированные, ручные);

-статистические (выборочный контроль, статистический ана­лиз, статистическое регулирование, семь простых методов);

- комплексные (FMEA, QFD, ФСА);

- экспертные (методы сопоставления, метод рангов);

- исследовательские (бенчмаркинг, анализ портфеля заказов, оценка привлекательности бизнеса);

- методы сродства (матричная диаграмма, граф связей, блок-схе­ма процессов).

Социально-психологические методы основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление социально-психологиче­скими процессами, протекающими в трудовых коллективах, для дости­жения целей в области качества. Среди социально-психологических методов можно отметить следующие:

- способы повышения самодисциплины, ответственности, ини­циативы и творческой активности каждого члена коллектива;

- формы морального стимулирования высокого качества резуль­татов труда;

- приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;

- способы учета психологических особенностей членов трудо­вых коллективов при обеспечении качества;

- приемы формирования мотивов трудовой деятельности чле­нов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;

- способы сохранения и развития традиций предприятия по обес­печению необходимого качества.

Управление затратами на качество

Формирование затрат

Обеспечение качества продукции связано с определенными затратами. Они образу­ются на всех этапах жизненного цикла: от разработки продукции до пос­лепродажного обслуживания. Все затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить условно на две части: управленческие (на менеджмент качества) и про­изводственные. Управленческие затраты связаны с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции. Эти затраты предопределяют направление и величину про­изводственных затрат.

Управленческие затраты включают те затраты, которые связаны:

• с принятием управленческих решений, влияющих в той или иной степени на обеспечение качества продукции;

• деятельностью маркетинговых, планово-финансовых и эконо­мических служб, отвечающих за движение финансовых и ма­териальных потоков на обеспечение качества;

• транспортными и снабженческими издержками по обеспе­чению сырьем, материалами и комплектующими данного изделия;

• контролем качества продукции и процессов на всех этапах жиз­ненного цикла.

Производственные затраты можно разделить на материальные, технические и трудовые, напрямую влияющие на себестоимость про­дукции. Производственные затраты формируются на всех проектных, конструкторских и технологических операциях, связанных с издели­ем, при которых образуется добавленная стоимость.

Управление затратами — это многопрофильный процесс, охваты­вающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабже­ния и заканчивая реализацией готовой продукции. Система управле­ния затратами предполагает:

• нормирование и планирование затрат;

• учет затрат;

• контроль отклонений затрат;

• анализ затрат (оперативный, текущий, перспективный);

• регулирование затрат и принятие решений.

Можно выделить 4 различных подхода к оценке затрат на качетво:

- модель «всеобщего блага общества»

- стоимостная модель роцеса

- модель PAF

- модель сбалансированных оценок.

Концепция «всеобщего блага общества». Эту концепцию выдвинул японский ученый Г. Тагути. Концепция основана на поло­жении, что всякие затраты на качество необходимо рассматривать с по­зиции общих потерь всего общества (территории, страны и т.д.), обра­зующихся в результате несовершенства продукции или услуг. Тагути считает, что «потери для общества возникают после отгрузки продук­ции». При этом, по его мнению, эти потери могут быть двух типов: либо потери, связанные с изменчивостью функции (продукции), либо свя­занные с вредными побочными эффектами, в том числе для окружа­ющей среды. Такой подход к определению качества нетрадиционен, так как оно (качество) оценивается не через увеличение эффективности продукции, а через недостаток качества. Определение затрат на это ка­чество (по Тагути) трудно применять на практике, так как в рыночной экономике достаточно сложно учесть потери общества. Вместе с тем всегда полезно посмотреть или оценить, какую ответственность несет предприятие перед обществом и в каком состоянии находится его по­литика по качеству в отношении окружающей среды.

Затраты на качество в зависимости от различных факторов могут оцениваться по следующим коэффициентам, базирующимся:

· на рабочей силе (коэффициент равен отношению расходов, связанных с внутренними отказами, к прямым расходам на ра­бочую силу);

· затратах, (коэффициент равен отношению общих затрат, свя­занных с отказами, к затратам на производство продукции);

· продажах (коэффициент равен отношению общих затрат на ка­чество к общему объему продаж);

· количестве (коэффициент равен отношению обших затрат на качество к количеству выпущенной продукции);

· добавочной стоимости (коэффициент равен отношению общих затрат на качество к добавочной стоимости).

5.Методические основы управления качества. Способы и приёмы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества (это определение методов, не поняла что тут еще можно рассказать). Используемые методы в управлении качеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: