Планирование качества и объекты управления
Под планированием качества продукции понимается процесс разработки и принятия обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени.
Планирование качества-всеобъемлющий процесс, который должен осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла продукции, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели качества и мероприятия по его повышению необходимо обосновывать расчетами экономической эффективности.
Главными задачами планирования качества продукции являются:
- обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
- повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;
- установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
- усовершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
- увеличение выпуска сертифицированной продукции;
- своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
- увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.
Важными принципами планирования качества продукции являются:
- непрерывность, обусловленная постоянным повышением конкурентоспособности продукции, в рез-те чего план-ие качества продукции рассматривается как постоянно возобновляющийся процесс составления планов повышения качества;
- научная разработка планов, предполагающая учет и план-ие новейших достижений науки и техники;
- экономичность путей достижения целей, связанных с максимумом получаемого эффекта
- координация и интеграция плановой деятельности.
Объектами планирования качества являются:
- цели и стратегии предприятия по завоеванию той или иной рыночной позиции;
- параметры качества продукции, позволяющие повысить ее конкурентос-ть;
- прогнозы рыночных тенденций качественных характеристик продукции и планы по достижению показателей в соответствии с данными тенденциями.
Одним из важнейших направлений планирования качества продукции на предприятии явл-ся внутрипроизводств. план-ие. Его задачи заключаются:
- в формулировании цели его деятельности и конкретных задач, с помощью которых они достигаются;
- создании необходимой основы для перестройки структуры фирмы и системы ее управления;
- создании основы для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
- обеспечении выбора наилучшего варианта решения;
- формировании системы стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.
Средства планирования качества. К ним относятся нормативное, методическое и иное документационное обеспечение, используемое органами и лицами, управляющими процессом планирования в системах управления качеством. К составу средств планирования качества можно отнести:
- политику повышения качества продукции;
- программы, стратегии, планы повышения качества продукции;
- банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
- метрологические средства, включающие государ. эталоны физических величин, образцовые и рабочие средства измерений;
- гос. службу обеспечения единства измерений(ГСИ);
- гос. службу стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
2.Установление целей в области качества. Основы разработки стратегии в области качества. Направления проведения работ по стратегическому планированию. Понятие формулируемых целей.
Управление качеством - постоянный планомерный целенаправленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание более качественной продукции.
Если политика руководства в области качества понимается как стратегическая цель, то следующим шагом будет выделение оперативных целей. В работах по стратегическому планированию выделяют следующие направления:
1. Оценка привлекательности бизнеса
2. Изучение конкурентов с применением бейчмаркетинга
3. Анализ сегментирования рынка
4. Оценка рыночной позиции предприятия
5. Анализ существующего портфеля продукции
6. Стратегический анализ факторов развития
В результате проведения этих работ определяется стратегия качества предприятия и формируются оперативные цели. При этом цели должны быть: понятны, однозначны и не противоречивы.
Цели должны определятся во времени, должны документироваться, должны быть ясными в сочетании с другими целями, реалистичными, достижимыми, побуждающими к действию, ощутимыми (измеримы и описаны).
Методы поиска формулировок оперативных целей: опрос по карточкам или устное интервью с сотрудниками.
Контур целей. Важно согласовать цели.
![]() |
Процесс согласования ориентируется на модель контур целей. Это замкнутая структура состоящая из семи звеньев.
1. Определение стратегических целей
2. Определение оперативных целей
3. Определение критериев успеха
4. Формулирование и соотношение главных, второстепенных и частных целей.
5. Разработка плана действий. План должен быть реалистичным, контролируемым и распределенным согласно приоритетам
6. Подготовка и проведение мероприятий по достижению поставленных целей
7. Обратная связь. На этом этапе необходимо определить прогресс достижения целей, если необходимо провести корректировку.
Критерии обратной связи:
1. План действий и плановые сроки
2. Сравнение плановых и фактических показателей, выполнение предъявляемых требований
3. Соблюдение делового уровня и уровня отношений в цифрах и фактах
4. Демонстрация признания, похвала положительных моментов
5. Умеренная конструктивная критика отрицательных моментов
6. Определение стимулирующих и сдерживающих факторов
Для определения последовательности и взаимосвязи целей эффективное использование 7 инструментов:
1. Диаграмма сродства
2. Диаграмма отношений
3. Диаграмма дерева (дерево целей)
4. Матричная диаграмма
5. Диаграмма портфеля
6. План «проблема-решение»
7. План-сетка.
3. Качество продукции и услуг
Качество– это степень соответствия совокупности присущиххарактеристик требованиям. Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются следующие методы:
- экономические;
- организационно-распорядительные;
- научно-технические;
Экономические методы управления реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. В группу экономических методов включают следующие:
- финансирование деятельности в области управления качеством;
- хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
- экономическое стимулирование производства;
- бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг;
- ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
- применение системы оплаты труда и материального поощрения;
- использование экономических мер воздействия на поставщиков.
Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества. В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включить следующие:
-регламентирование (функциональное, должностное, структурное);
-стандартизацию;
-нормирование;
-инструктирование (объяснения, разъяснения);
-распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).
Научно-технические методы управления качеством. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством продукции научно-техническими методами. При этом объектом управления является процесс, продукт, техническая проблема. Научно-технические методы можно классифицировать следующим образом:
-технологические (автоматические методы настройки и регулирования, автоматизированные, механизированные, ручные);
-статистические (выборочный контроль, статистический анализ, статистическое регулирование, семь простых методов);
- комплексные (FMEA, QFD, ФСА);
- экспертные (методы сопоставления, метод рангов);
- исследовательские (бенчмаркинг, анализ портфеля заказов, оценка привлекательности бизнеса);
- методы сродства (матричная диаграмма, граф связей, блок-схема процессов).
Социально-психологические методы основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление социально-психологическими процессами, протекающими в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. Среди социально-психологических методов можно отметить следующие:
- способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;
- формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
- приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
- способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
- приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
- способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества.
Управление затратами на качество
Формирование затрат
Обеспечение качества продукции связано с определенными затратами. Они образуются на всех этапах жизненного цикла: от разработки продукции до послепродажного обслуживания. Все затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить условно на две части: управленческие (на менеджмент качества) и производственные. Управленческие затраты связаны с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции. Эти затраты предопределяют направление и величину производственных затрат.
Управленческие затраты включают те затраты, которые связаны:
• с принятием управленческих решений, влияющих в той или иной степени на обеспечение качества продукции;
• деятельностью маркетинговых, планово-финансовых и экономических служб, отвечающих за движение финансовых и материальных потоков на обеспечение качества;
• транспортными и снабженческими издержками по обеспечению сырьем, материалами и комплектующими данного изделия;
• контролем качества продукции и процессов на всех этапах жизненного цикла.
Производственные затраты можно разделить на материальные, технические и трудовые, напрямую влияющие на себестоимость продукции. Производственные затраты формируются на всех проектных, конструкторских и технологических операциях, связанных с изделием, при которых образуется добавленная стоимость.
Управление затратами — это многопрофильный процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и заканчивая реализацией готовой продукции. Система управления затратами предполагает:
• нормирование и планирование затрат;
• учет затрат;
• контроль отклонений затрат;
• анализ затрат (оперативный, текущий, перспективный);
• регулирование затрат и принятие решений.
Можно выделить 4 различных подхода к оценке затрат на качетво:
- модель «всеобщего блага общества»
- стоимостная модель роцеса
- модель PAF
- модель сбалансированных оценок.
Концепция «всеобщего блага общества». Эту концепцию выдвинул японский ученый Г. Тагути. Концепция основана на положении, что всякие затраты на качество необходимо рассматривать с позиции общих потерь всего общества (территории, страны и т.д.), образующихся в результате несовершенства продукции или услуг. Тагути считает, что «потери для общества возникают после отгрузки продукции». При этом, по его мнению, эти потери могут быть двух типов: либо потери, связанные с изменчивостью функции (продукции), либо связанные с вредными побочными эффектами, в том числе для окружающей среды. Такой подход к определению качества нетрадиционен, так как оно (качество) оценивается не через увеличение эффективности продукции, а через недостаток качества. Определение затрат на это качество (по Тагути) трудно применять на практике, так как в рыночной экономике достаточно сложно учесть потери общества. Вместе с тем всегда полезно посмотреть или оценить, какую ответственность несет предприятие перед обществом и в каком состоянии находится его политика по качеству в отношении окружающей среды.
Затраты на качество в зависимости от различных факторов могут оцениваться по следующим коэффициентам, базирующимся:
· на рабочей силе (коэффициент равен отношению расходов, связанных с внутренними отказами, к прямым расходам на рабочую силу);
· затратах, (коэффициент равен отношению общих затрат, связанных с отказами, к затратам на производство продукции);
· продажах (коэффициент равен отношению общих затрат на качество к общему объему продаж);
· количестве (коэффициент равен отношению обших затрат на качество к количеству выпущенной продукции);
· добавочной стоимости (коэффициент равен отношению общих затрат на качество к добавочной стоимости).
5.Методические основы управления качества. Способы и приёмы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества (это определение методов, не поняла что тут еще можно рассказать). Используемые методы в управлении качеством.
